Как читать договоры – что важно проверить до подписания

Россия
Обновлено: 2023-01-17

Слово «договор» звучит пугающе и слишком уж «на бухгалтерском». Но при этом документы о «согласии сторон» давно стали привычной частью жизни. Мы принимаем их за пустую формальность и подписываем не глядя, даже не осознавая, что заключаем тот самый договор. И очень зря!

Любой такой документ заслуживает пристального изучения, ведь речь в нём идёт о ваших деньгах, имуществе или труде.

Этот материал не претендует на исчерпывающую полноту и не заменяет консультацию юриста, который проанализирует конкретные обстоятельства и документы. Статья призвана просто и доступно объяснить читателю основные нюансы, поэтому избегает тяжеловесных юридических формулировок.

Уставший мужчина читает электронный договор

Каждый из нас ежедневно заключает множество сделок. Неважно, покупаем мы хлеб в магазине или билет на трамвай, сдаём вещи в химчистку или делаем заказ на доставку еды – мы всякий раз незримо заключаем довольно объёмистый договор. Получая чек, заказ-наряд или билет, мы даже не осознаём, что за ним стоит многостраничный документ – ведь его не нужно подписывать. Это «публичный договор», и его условия едины для всех. Их можно прочитать в Правилах торговли или оказания услуг, они опираются на различные стандарты качества, санитарные требования и не могут противоречить Закону о защите прав потребителей.

Как написано в законе – Статья 426 Гражданского Кодекса РФ

Публичным договором признаётся договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

Что это значит? Владелец магазина или кафе создаёт публичный договор для всех потенциальных клиентов. Чтобы к нему присоединиться, достаточно протянуть деньги кассиру или приложить карточку к терминалу. Совершенно необязательно каждый раз требовать этот документ на кассе, но неплохо знать о его существовании. Если возникнет конфликт по поводу некачественного товара или услуги, вам, возможно, придётся погрузиться в детали.

Второй тип договоров – «совмещённый». Вы сталкиваетесь с ним, когда берёте кредит, оформляете страховку или идёте на приём к врачу в частную клинику. Здесь, увы, мяч изначально на другой стороне – вам предлагают подписать уже готовый договор. Скорее всего, в нём имеется ссылка на некие «Правила…» или локальные правовые акты, с упоминанием, что они являются «неотъемлемым приложением».

Как бы ни хотелось, но вы не сможете внести изменения в такое соглашение (и тем более в «Правила»). Скорее всего, вам придётся принять их как есть. Поэтому главное здесь – выбирать известного контрагента, не вызывающего сомнений. Если договор с клиникой вас чем-то настораживает или категорически не устраивает – просто вставайте, уходите и ищите другую.

Впрочем, надо отметить, что судебная практика считает вас «слабой стороной» в такой сделке. Мол, что с вас взять, раз вы не профессиональный юрист и не можете оценить всех рисков. Поэтому в случае суда для вас предусмотрены некоторые преференции.

Третий вариант – группа «полноценных» договоров, на которые вы можете повлиять. Вот лишь несколько видов: двухсторонний и многосторонний, возмездный и безвозмездный, реальный и консенсуальный, договор присоединения и в пользу третьего лица… Самое главное – вы имеете право участвовать в его составлении и корректировке, а также вносить изменения.

И здесь нужно сделать важную ремарку.

Все упомянутые в данном материале проблемы лежат «на поверхности». Я не буду здесь рассказывать про коварные формулировки, мудрёные хитросплетения и разнообразные ухищрения, которые могут быть заложены юристами-профессионалами в ваш договор. Для подобной более глубокой проверки вам надо обратиться к профессионалу. А сейчас мы обсуждаем внешние и очевидные вещи, выявлять которые может – и должен – научиться каждый.

Договоры вполне могут быть устными. Но закон (ГК РФ в ст. 161) требует некоторые соглашения заключать «в простой письменной форме». Обычно это сделки на сумму от десяти тысяч рублей – между гражданами, между юридическими лицами или между гражданами и юридическими лицами. Впрочем, в некоторых случаях письменный договор обязателен независимо от суммы сделки – например, на аренду сроком более года.

Примат формы над содержанием

Итак, вам надо продать что-нибудь ненужное или купить что-то необходимое. Заключая такую сделку, важно правильно настроить себя. Помните, что договор – результат соглашения сторон, а не навязывания условий. Вы равноправный участник переговоров и можете вносить в договор свои коррективы и условия.

Готовы? Поехали!

Главное – не хороший договор, а надёжный контрагент. Поэтому прежде чем перейти к чтению или составлению соглашения, нам надо проверить вторую сторону. Выясним точное правильное наименование контрагента, ИНН, ОКПО, остальные реквизиты. Запросим обязательный пакет документов – свидетельство о регистрации, устав, приказ о назначении руководителя, открытый баланс. Не бойтесь и не стесняйтесь, такая просьба давно никого не удивляет. Напротив, вторая сторона убедится, что вы опытный и надёжный участник сделки.

Получив нужные данные, мы проверим контрагента по спискам банкротов, базам судов, исполнительных производств, массовых руководителей (так называемых зиц-председателей) и мест массовой регистрации. Вы сможете сделать это с помощью публичных баз данных, ваш юрист или адвокат воспользуется более специализированными. Например, базы общих и арбитражных судов позволяют за пару кликов выяснить, участвует ли ваш контрагент в судебных процессах, и если да, то в каких именно.

Что искать?

Обязательно проверяйте юрлица на признаки фирмы-однодневки: недавняя регистрация, частая смена руководителей, гроши на счетах, отсутствие активов. Посмотрите, ведёт ли компания реальную деятельность, есть ли у неё производство, склады, сотрудники. Не указан ли адрес как адрес массовой регистрации? Не числится ли руководитель в реестре массовых или недобросовестных руководителей? Не указана ли организация в реестре банкротов?

Да, вам есть до этого дело. Если десяток компаний судится с вашим контрагентом из-за неисполнения обязательств, вам незачем вставать следующим в эту очередь, ищите другого партнёра. А если вы совершаете покупку у юридического лица или гражданина в предбанкротном состоянии, то в пределах трёх лет вас могут признать помощником в выводе активов. Тогда ваша сделка может быть признана недействительной, всё купленное вами – изъято в конкурсную массу, а полученные деньги взысканы в пользу кредиторов.

Если вас (а в идеале и ваших юристов) ничего не смущает в этих открытых данных – переходим к самому договору и начинаем внимательно изучать его.

В документе обязательно должны присутствовать:

  • Дата. Она должна совпадать с числом подписания. Запомните, ни под каким предлогом нельзя ничего подписывать ни «задним числом», ни завтрашней датой. Это может послужить основанием для признания договора недействительным. Или того хуже – стать отправной точкой для какого-то мошенничества.
  • Место совершения. Указывайте именно тот город, где вы в данный момент находитесь. Подсудность сделки в ряде случаев определяется местом её совершения. А значит, указание в договоре другого города может отправить вас за защитой своих прав в Челябинск или Воркуту.
  • Подписант. Это лицо, которое указано в качестве совершающего сделку со стороны контрагента. Обычно это руководитель – генеральный директор, директор, начальник (если организация государственная). Отбросьте стеснения и спокойным тоном попросите Устав организации – проверить, как называется должность руководителя и кто её занимает (кстати, эту информацию можно заранее уточнить в реестре Федеральной налоговой службы – информация о руководителе открытая). Помните, что договор, подписанный неуполномоченным лицом, может быть оспорен. Очень важно убедиться, что на договоре ставит подпись именно указанное в нём лицо. Да, ничего не поделаешь, надо вежливо попросить у контрагента паспорт. Пожалуй, только в крупных и солидных банках можно позволить, чтобы ваш договор унесли в высокий кабинет и принесли назад уже подписанным. Во всех остальных случаях подписывающий должен сидеть непосредственно перед вами. По умолчанию любой договор подписывается личной подписью. Подписание с помощью факсимиле возможно, только если это прописано в условиях договора. В электронной переписке вам могут прислать факсимильную или сканированную версию договора – и не лишним будет попросить заверить документ электронной цифровой подписью.
  • Наименование контрагента, его реквизиты. Наименование, ИНН и место регистрации упоминаются в преамбуле договора, реквизиты расчётного счёта и коды ОКПО – в конце.

Давайте по существу

Как видите, мы даже ещё от реквизитов и преамбулы не ушли – а сколько всего, оказывается, надо проверять. Читаем дальше. И помним, что любое соглашение – это «продукт непротивления сторон». Вы имеете полное право потребовать удалить из договора положения, с которыми вы не согласны, или внести свои условия. Пускай вас убеждают, что это «типовой» договор. Пусть он касается каких-нибудь других типов.

И здесь же запомним золотое правило: обнаруживаем нестыковку – требуем разъяснений. В договоре всё имеет значение и редко что бывает случайно. Любая неточность может стоить вам денег.

Основная часть любого соглашения – обязательный раздел о Предмете договора. Проще говоря, это то, по поводу чего и заключён договор. Предмет договора должен точно отражать суть оказываемой услуги или выполняемой работы. Причём услуга (товар, работа) должны быть законными, а исполнитель или продавец при необходимости должны иметь разрешение или соответствующую лицензию.

Недопустимо заключать договор о товарах или услугах, изъятых из оборота. К примеру, вы не можете заключить соглашение о поставке лекарств, не разрешённых к ввозу в РФ. А вот заключать сделку с компанией, у которой коды ОКПО не соответствуют предмету договора, законом не запрещено – но это может вам дорого обойтись. Конечно, вы можете заключить договор об охранных услугах с компанией, которая по бумагам обучает детей спорту. Но любая непрофильная сделка обязательно вызовет вопросы у налоговой инспекции. Недопустимо прикрывать одно понятие другим, указывать предмет договора неточно: это в лучшем случае влечёт недействительность договора, а в худшем – скрывает обман. Если это поставка – пишите «поставка», а не «аренда с выкупом». Иначе в случае спора с контрагентом вы не сможете доказать суду истинное положение дел.

Ещё внимательнее надо читать условия о стоимости услуг и порядке расчётов. Здесь не должно быть места никакой неясности. Абсолютно всё, что может быть записано «и цифрами, и прописью», должно быть записано и цифрами, и прописью. «В течение 45 (сорока пяти) дней», «партия в количестве 60 (шестидесяти) единиц», «со сроком хранения не более 3 (трёх) суток» – да, только так. Кстати, дни и сутки с точки зрения закона – разные вещи.

Существенным условием является срок действия договора. Стороны самостоятельно определяют, когда будут совершать платежи и поставлять товар. Но сроки не должны допускать нечёткого толкования. К сожалению, в российской практике до сих пор распространены формулы «в течение месяца», «в недельный срок». Для грамотного юриста это натуральный детский сад. Деньги любят точность, и точно во всём. Поэтому вместо месяца укажите 30 суток, вместо недели – точную дату.

Изучите и обязательно просчитайте все пени, неустойки и штрафы, которые предусмотрены за невыполнение или досрочное расторжение сделки. Нужно сразу прояснить, сколько точно вы переплатите, если просрочите поставку на 7 дней или 30 суток (мы же договорились, что не признаём «недель» и «месяцев»). Желательно, чтобы в договоре имелось пресекательное условие. Не «пени 0.1% за каждый день просрочки», а «пени 0.1% за каждый день просрочки, но не более чем за двадцать дней».

Все санкции должны быть симметричны, насколько это возможно. Вас должно насторожить наличие суровых штрафов и пеней для вас и мягких для партнёра. Например, вам предлагают подписаться под санкциями 1% в день за просрочку ваших обязательств. А если ваш контрагент не выполнит свои обязательства – сколько тогда он вам заплатит?

Чаще всего в договоре предусмотрены пени за просрочку оплаты или исполнения, но значительно реже – за просрочку приёмки. Если вы поставщик или продавец, то я рекомендую прописать в договоре такие санкции. Ведь просрочка приёмки может вылиться в значительные убытки для вас – например, при необходимости в это время оплачивать аренду склада, простой работников, невозврат тары или вагонов.

Мы уже упоминали про подсудность споров – не грех и её прописать в документе. По нашему законодательству она чаще всего определяется местом нахождения ответчика, поэтому добивайтесь договорной подсудности по месту вашего нахождения. Особенно если в договоре предусмотрена предоплата с вашей стороны. Совершенно незачем потом ехать за ней в суд через всю страну.

Не помешает предусмотреть в договоре, принимают ли стороны электронную переписку, переписку в системах обмена мгновенными сообщениями. Если да, то необходимо указать точный перечень адресов и телефонов, откуда она может вестись. Чтобы не было потом в суде оправданий типа «моя секретарша сбросила документ по Вотсапу, а ваша не увидела».

Возвращаясь к началу нашей беседы, напомню про договоры, которые подразумевают наличие «неотъемлемых приложений», правил или условий, размещённых публично.

Всегда обращайте внимание на мелкий шрифт, сноски и ссылки в договоре. Безобидная фраза «Правила страхования являются неотъемлемым приложением к настоящему договору, подписание договора означает, что клиент ознакомлен с Правилами на сайте компании» означает, что вы должны до подписания договора внимательнейшим образом изучить эти правила – и понимать, что они для вас означают.

К сожалению, даже многократно вычитанный и проверенный договор не гарантирует неприятных сюрпризов. В России распространена практика подмены листов соглашений. Чтобы этого избежать, нужно использовать последовательную нумерацию, напечатать на каждой странице колонтитулы с указанием реквизитов договора. Каждый лист должен быть подписан вами от руки. Более того, для многостраничных договоров Минюст рекомендует использовать дополнительную защиту. На оборотной стороне последнего листа место скрепления полностью заклеивается бумажной наклейкой. Вам нужно расписаться на ней так, чтобы надпись начиналась на листе договора, проходила через всю наклейку и заканчивалась снова на документе. Важно указать здесь дату и подписи всех сторон. А потом ещё и «стукнуть» печатью – для надёжности.

Надеюсь, этот краткий обзор придаст вам уверенности.


5.0/1