Недавно Сбербанку России исполнилось 170 лет. История банка началась 30 октября 1841 года с подписания императором Николаем I Указа об учреждении в России сберегательных касс.
Нововведение оказалось удачным и было поддержано населением. С тех пор история сберегательного дела тесно связана с жизнью страны. Предлагаем вашему вниманию любопытные факты из его биографии.
* * *
В конце 1870-х годов российские сберегательные кассы активно участвовали в сборе пожертвований на формирование Добровольного флота. Добровольный флот состоял из нескольких кораблей, приобретенных за границей. В мирное время эти суда перевозили пассажиров между Одессой, портами Дальнего Востока и Санкт-Петербургом, а в военные годы в качестве вспомогательных крейсеров усиливали Российский военно-морской флот.
Первоначальную основу флотилии составили три океанских парохода – «Россия», «Москва» и «Петербург», купленные в Германии для участия в русско-турецкой войне. Именно на этих судах участники боевых действий возвращались на родину.
* * *
В 1880-е годы сберегательные кассы начали принимать на хранение средства юридических лиц. В первую очередь принимались вклады церквей и монастырей. Согласно нормативным документам 1888 года, размер единовременных вкладов от них должен был составлять не менее одной тысячи рублей. Разрешался также прием штрафных капиталов предприятий, по закону подлежащих расходованию исключительно на нужды их работников.
В 1891 году, во время голода, охватившего многие районы страны, сберегательные учреждения стали зачислять на депозит продовольственные капиталы крестьянских обществ вне зависимости от суммы.
* * *
Для приобщения широких слоев населения к сберегательному делу в конце ХIХ – начале ХХ века в Российской империи использовались марки. С 1890 по 1900 год вышло четыре выпуска сберегательных марок достоинством от 1 копейки до 100 рублей. Купить их можно было в казенных учреждениях, волостных правлениях и у частных посредников.
Марки наклеивались на накопительную карточку и гасились календарным штемпелем почтового отделения, при котором работала сберегательная касса. Дата приема проставлялась от руки. Когда общая стоимость наклеенных марок достигала 50 копеек (позднее – 1 рубля), карточка принималась в качестве вклада на счет. С 1915 года сберегательные марки заменили на почтовые.
* * *
В мае 1891 года под Владивостоком состоялась официальная церемония начала строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Реализация самого грандиозного экономического проекта Российской империи заняла 25 лет и завершилась в октябре 1916 года с пус ком в эксплуатацию моста через Амур в районе Хабаровска.
Общая стоимость работ оценивалась не менее чем в 1,5 миллиарда рублей. Значительная часть этих расходов субсидировалась государственными сберегательными кассами: по состоянию на 1914 год 20,5% принадлежавшего им портфеля ценных бумаг занимали облигации железнодорожных займов на общую сумму 390,9 миллиона рублей.
* * *
В 1893 году при двадцати семи таможенных пунктах Российской империи были открыты сберегательные кассы. Замысел открытия таможенных сберегательных касс возник у министра финансов С.Ю. Витте после того, как он ознакомился с результатами работы сберегательной кассы при Кронштадтской таможне, учрежденной в 1864 году.
Изначально она служила местом хранения 85 тысяч рублей артельных и частных денег нижних морских чинов. За два десятилетия деятельности Кронштадтской таможни сумма вкладов возросла до 250 тысяч рублей на 5490 сберегательных книжках. Открытие новых таможенных сберегательных касс благотворно сказалось на развитии сберегательного дела Российской империи.