Как вы назовете человека, который скопил денег на квартиру, сложил их в авоську и – ночной электричкой – отправился в соседний город? Вымышленным персонажем, конечно. Здравый смысл подсказывает, что есть более безопасные способы обращаться с деньгами.
Банкомат – правила безопасного использования
-
Правило первое
Банкоматы дают возможность снимать деньги (а также совершать многие другие операции) в любое время и практически в любом месте. Но это не значит, что ими действительно стоит пользоваться в любом месте.
Банкоматам, установленным на улице, следует предпочесть те, что установлены в помещении. Центробанк (Банк России) в памятке по использованию банковских карт указывает, что более безопасными являются банкоматы в госучреждениях, подразделениях банков, крупных торговых комплексах, гостиницах, аэропортах и т.п. Но если для доступа в помещение с банкоматом требуется ввести PIN-код карты (что, надо сказать, вообще чрезвычайно необычно, но памятка ЦБ не исключает существования таких помещений), по безопасности это ничуть не лучше банкомата в каком-нибудь темном переулке, – стоит поискать другое место.
-
Правило второе
Перед использованием банкомата убедитесь, что на нем не установлено дополнительных устройств, не предусмотренных конструкцией, – например, на клавиатуре для набора PIN-кода, в прорези для приема карт, на козырьке банкомата или в прорези для выдачи денег.
Хотя наиболее изощренные «излишки» в конструкции трудно заметить, от самых распространенных способов мошенничества такая внимательность способна уберечь. По этой же причине стоит, по возможности, пользоваться одними и теми же банкоматами: если в их облике появится нечто необычное, вам проще будет это заметить.
-
Правило третье
Исправный банкомат не нуждается в силовом давлении. Если карточка почему-либо не затягивается внутрь, не надо ее туда вколачивать.
-
Правило четвертое
Это написано практически на каждом банкомате: при наборе PIN-кода прикрывайте клавиатуру свободной рукой. Набирать код лучше несколькими пальцами – так труднее разобрать, какие именно цифры вы набираете.
Если рядом с вами стоят посторонние люди – попросите их отойти. А если они кажутся вам подозрительными, стоит и вовсе отложить банковские операции до лучшего времени и места.
-
Правило пятое
Сразу пересчитывайте полученную наличность и сохраняйте чеки, пока не убедитесь, что все операции прошли без сбоев.
Чтобы иметь возможность оперативно отслеживать состояние своего счета, стоит настроить получение на свой телефон SMS-уведомлений о проводимых операциях (во многих банках это платная услуга, но 60 руб. в месяц – кажется, приемлемая цена за душевное спокойствие).
-
Правило шестое
Держите при себе – в записной книжке или в телефонных контактах справочнике на мобильном – телефонный номер службы клиентской поддержки банка, картой которого вы пользуетесь.
Если вы потеряете карту или её задержит банкомат, тот факт, что этот телефонный номер указан на оборотной стороне карты, вам не поможет. Иногда (при техническом сбое) «съеденную» карту можно вернуть, просто нажав кнопку «Отмена», но если эти попытки не привели к успеху — вам придется звонить в свой банк и просить временно заблокировать карту.
Интернет и гаджеты: не выключайте здравый смысл
Интернет делает банковские услуги удобнее, и позволяет экономить массу времени. Любые операции можно совершать, не вставая с дивана. Но стоит позаботиться о простых мерах предосторожности.
Внимание! Не стоит пренебрегать установкой антивирусных программ на все устройства, которые вы используете для выхода в интернет.
Во-первых, это полезно не только в смысле большей безопасности работы с банковскими приложениями, но и для безопасности вашего компьютера, планшета или смартфона в целом.
А во-вторых, не требует больших затрат – базовые версии антивирусных программ многие производители предоставляют бесплатно.
Берегите конфиденциальную информацию. Не стоит устанавливать программное обеспечение, присланное вам по электронной почте или в SMS-сообщении, даже если на первый взгляд это выглядит как письмо или сообщение от банка, а также переходить по ссылкам из этих писем и сообщений на сайты для получения банковских услуг через интернет.
По таким ссылкам мошенники могут направить вас на поддельный сайт, копирующий внешний вид настоящей банковской системы, чтобы украсть ваши логин и пароль (это называется фишинг).
Для входа в систему интернет-банкинга обычно достаточно логина, пароля и кода из SMS. Если от вас хотят что-то еще (обычно – номер телефона), велик шанс, что вы наткнулись на мошенничество.
Не сообщайте незнакомым людям – на интернет-форумах, в соцсетях, на «досках объявлений» и т.д. – данные своей основной карты, включая её номер. Если надо принять платеж от незнакомого человека, лучше завести для этого отдельную карту. То же касается и ваших покупок – надежнее всего иметь для этой цели отдельную карту с ограниченным количеством средств на счете (кстати, многие банки дают возможность завести виртуальную карту, специально для интернет-платежей, с пониженной стоимостью годового обслуживания).
Внимание! Совершайте покупки только на сайтах, использующих технологии подтверждения платежа с помощью дополнительных паролей (например, технологию Verified by Visa или MasterCard SecureCode). Помните, что для платежей в интернете никогда не требуется PIN-код.
После подключения интернет-банкинга не пытайтесь пользоваться полнофункциональными банковскими приложениями с мобильного телефона. Особенно с того же телефона, который привязан к вашей банковской карте и на который приходят SMC с одноразовыми паролями. Для мобильных устройств существуют специальные мобильные приложения, которые каждый банк выпускает «под себя». Пользуйтесь только официальными версиями таких программ.
Если вы потеряли телефон, на котором установлено банковское приложение или подключена услуга управления счетом через SMS, заблокируйте SIM-карту у вашего оператора связи и обратитесь в службу поддержки клиентов вашего банка.
Банковские сотрудники: человеческий фактор
Главное правило безопасности при общении с сотрудниками банка – убедитесь, что они являются сотрудниками банка.
Правило второе, не менее важное: не говорите лишнего.
Если вы получили SMS-предупреждение, что ваша карта может быть заблокирована, и для предотвращения блокировки вам нужно позвонить по номеру, указанному в SMS, – вы со 100 процентной вероятностью имеете дело с попыткой мошенничества. Единственный номер, по которому стоит в таких случаях звонить – номер службы клиентской поддержки, указанный на обороте вашей банковской карты.
Так же следует действовать, если вы получили подозрительный звонок от человека, который представился сотрудником банка: уточните цель звонка, имя звонящего и название подразделения, где он работает, и обратитесь в службу клиентской поддержки.
Внимание! Не сообщайте позвонившему никаких сведений о себе или данных банковской карты и игнорируйте просьбы сообщить какие-либо пароли и коды или выполнить какие-либо операции в банкомате.
Проблемы с картами – блокировка, утеря, непонятное уменьшение баланса счета, подозрения на мошенничество и т.п. – являются одной из самых частых причин обращений клиентов в службу поддержки.
Если вам придется звонить в службу поддержки с подобными вопросами, имейте в виду, что для идентификации вас как клиента сотрудникам банка нужно совсем немного данных. Фамилия, имя, отчество, кодовое слово (обычно это девичья фамилия матери – если, конечно, вы не проявили фантазии, заполняя заявление на банковское обслуживание) и последние четыре цифры номера вашей карты. Всё остальное – излишне.
Внимание! Сотрудники банков не запрашивают у клиентов PIN-код, защитный код (CVC2/ CVV2), указанный на обратной стороне карты, срок ее действия, логины и пароли для интернет-банкинга или пароли для совершения каких-либо платежей в интернете.
Об этом следует помнить и при личном визите в банк. Ни в коем случае не сообщайте его сотрудникам PIN-код или пароли для интернет-банкинга. А если вы пришли в банк обменять карту, проследите, чтобы сданная вами карта была разрезана в вашем присутствии.
Если что-то пошло не так
Финансы требуют ясности. Если с вашим счетом происходит что-то непонятное, не ждите, что все наладится само собой. Звоните в службу поддержки клиентов вашего банка.
Самые распространенные в списке возможных проблем – неприятности с банковскими картами. Их теряют владельцы, их «съедают» банкоматы, их могут украсть. Во всех этих случаях первый шаг – позвонить в банк с просьбой о блокировке карты.
Если карта была потеряна или украдена, следующий после блокировки шаг, – нужно заказать её перевыпуск. За перевыпуск карты взимается комиссия, и чтобы его заказать, придется дойти до отделения банка и оставить письменное заявление.
Если карту задержал банкомат другого банка, получать утраченное придется там. Позвоните по телефону, указанному на банкомате, и уточните процедуру, сроки и место возврата. Возможно, удобнее и быстрее просто перевыпустить карту.
Возможны (хотя и крайне редки) ситуации, когда банкомат списал деньги со счета, но не выдал их (или выдал меньше), или же внесенные наличные не были зачислены на счет. Даже если вы снимали деньги в банкомате стороннего банка, обращаться с претензией следует в свой банк.
Имейте в виду, что купюры могли попросту застрять в банкомате (известны случаи, когда мошенники устанавливали специальные заглушки на прорезь для выдачи денег). Эту возможность следует проверить первым делом – иначе деньги может забрать посторонний, и вам не удастся получить возмещение – инкассация подтвердит, что деньги были выданы.
Если получить деньги не удалось, следующий шаг – как можно скорее позвоните в службу поддержки. Узнайте, в какой форме ваш банк принимает заявление на возврат средств – где-то достаточно телефонного обращения, где-то понадобится письменное заявление.
Важно! По закону претензии по поводу незаконного списания средств рассматриваются, если они поданы не позднее следующего дня. На рассмотрение заявления закон отводит до 30 дней, но, как правило, банки стараются разобраться с ситуацией как можно быстрее.
Такие же правила действуют в случае, если внесенные вами деньги не были зачислены на счет. Если сбой произошел при попытке снять деньги в банкомате «чужого» банка – не забудьте
Несанкционированное списание средств третьими лицами – пожалуй, самое неприятное, и чем скорее вы его обнаружите и обратитесь в банк, тем лучше: операцию необходимо опротестовать в течение суток после получения уведомления.
Если вы получили неожиданное сообщение о списании средств с вашего счета, немедленно звоните в службу поддержки клиентов. Карту следует заблокировать, это предотвратит повторные кражи (иногда мошенники производят списание в несколько приемов небольшими суммами).
Подайте в банк заявление о несанкционированном переводе денежных средств и заявление на перевыпуск карты. Предельный срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, а в случае трансграничных операций может быть увеличен до 60 дней. Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о преступлении.
- Ошибочные транзакции, которые вы совершили самостоятельно, как правило, отменить невозможно.
- Банк может временно блокировать вашу карту, если операции с ней совершаются из другой страны. Предупреждайте банк о будущей поездке и берите с собой небольшой запас наличных.