Принципы эпикуреизма – как они могут повлиять на вашу финансовую и личную жизнь

Россия
Обновлено: 2020-12-20

За последние несколько лет одной из самых ценных областей моего понимания личных финансов стало чтение философии.

Википедия дает прекрасное базовое определение:

«Философия – это изучение общих и фундаментальных проблем, касающихся таких вопросов, как существование, знания, ценности, разум и язык».

Философия может быть абстрактной, например, пытаться выяснить, что реально, а что нет, или что значит действительно «знать» что-то, или она может быть более практичной, задавая вопросы, например, как лучше жить.

Я нахожу оба пути очень интересными, и оба они являются хорошей параллелью к личным финансам. Понимание некоторых главных «почему» этого мира часто помогает уточнить многие внутренние перспективы и помогает определить ваши внутренние ценности и принципы, а более практические элементы философии имеют тенденцию к некоторой степени личного развития. Оба направления предоставляют множество инструментов для обдумывания сложных жизненных проблем.

Честно говоря, философия (в широком смысле), наверное, мой любимый предмет для чтения в наши дни. Меня очень привлекают книги по философии и смежным областям и подобластям. Я в шутку предположил своей жене, что это что-то вроде кризиса среднего возраста, поскольку я пытаюсь понять, зачем я здесь и что для меня лучшая жизнь.

Подводя итог, можно сказать, что довольно большая часть философии сосредоточена на вопросе о том, как прожить лучшую жизнь или что такое «лучшая жизнь», а это вопрос, тесно связанный с личными финансами.

Стопа книг по философии на столе

Первой школой философской мысли, которая действительно привлекла меня с точки зрения того, как использовать её для личного успеха, был стоицизм. Я обнаружил – и до сих пор считаю, – что стоицизм невероятно полезен с точки зрения отказа от эмоциональных реакций на вещи и тщательного обдумывания своих действий.

Однако, моё философское путешествие на этом не закончилось, и сегодня я хочу обсудить эпикуреизм. Эпикуреизм назван так потому, что в значительной степени он был основан одним греческим философом Эпикуром.

Проще говоря, философия эпикуреизма сосредоточена вокруг идеи удовольствия как величайшего блага. Нужно искать жизнь в удовольствия. Однако то, что отличает эпикуреизм, – это представление о том, что, на самом деле, представляет собой удовольствие.

Эпикур утверждал, что удовольствие достигается скромным образом жизни, сдерживанием своих желаний, получением простых удовольствий в данный момент без обжорства, а также размышлением и пониманием мира. Это приводит к спокойствию и свободе от страха (и, в некоторой степени, к уменьшению физической боли), и что вместе эти факторы являются огромным источником личного счастья. Эпикур считал это состояние высшей и лучшей формой счастья и удовольствия.

Давайте немного разберём эти идеи и посмотрим, как они применимы к современной жизни и личным финансам.

Большое счастье рождается из простых удовольствий

Эпикуреизм подталкивает людей к мысли, что наибольшее счастье находится в удовольствиях, с которыми связаны минимальные затраты. Когда вы платите высокую цену за то, чтобы получить определенное удовольствие, это удовольствие по своей сути ослабляется тем, что вы платите, чтобы насладиться. Очевидно, это имеет огромное значение для того, как современные люди тратят свои деньги.

Представьте на мгновение, что приятное занятие или предмет приносит меньше удовольствия из-за значительных затрат, связанных с ним. Например, предположим, что вы планируете удивительную поездку в парк аттракционов со своей семьёй, но счет означает, что вам придётся много работать, чтобы оплатить эту поездку. Хотя поездка может быть замечательной, вы должны вычесть из этой радости огромные личные расходы, которые вы заплатите за неё – много часов на работе. С другой стороны, вам может понравиться очень недорогая поездка на природу в выходной день, которая потребует очень небольших дополнительных затрат.

Поездка в парк аттракционов, если не учитывать её стоимость, может быть намного веселее, чем поход. Тем не менее, если вы вычтите огромный объём работы, которую вам нужно вложить, чтобы иметь возможность оплатить поездку, и вычтите время, потраченное на работу над вещами, которые вы не обязательно выбирали для себя, конечный результат доставит немного удовольствия. С другой стороны, поход сам по себе довольно приятен и не имеет недостатков в виде часов последующей работы, связанных с ним.

Для эпикурейца лучший вариант – это простой поход. Это доставляет удовольствие с гораздо меньшими затратами. Путешествие в парк аттракционов действительно может доставить больше удовольствия, но оно сопряжено с большим количеством неприятностей – работой над задачами, которые вы не выбирали для себя.

Важно отметить, что работа, по своей сути, не является неприятной, особенно если вы работаете над вещами, которые выбираете для себя; становится неприятно, когда вы не можете решить, когда и сколько работать на ваших собственных условиях.

Итак, в целом, эпикуреизм указывает на то, что мы должны находить приятные вещи с минимальными затратами, при этом лучшие вещи – это очень приятные вещи без каких-либо затрат.

Стоит отметить, что, хотя затраты часто носят финансовый характер, их также можно измерить с точки зрения затрат на здоровье и временных затрат. Эпикурейцы предпочитают простые удовольствия с абсолютно минимальными затратами (очевидно, стремясь к лучшим удовольствиям с очень низкой стоимостью) по сравнению с несколько большими удовольствиями со значительной стоимостью.

Что это значит для финансов человека? Во-первых, это сильно сокращает несущественные расходы. Эпикурейец ищет удовольствия с минимальными затратами, поэтому, если вы действительно работаете над этим, ваши несущественные траты должны резко упасть. Что делать с этими деньгами? Что ж, эпикуреизм также предлагает некоторые ответы на этот вопрос, но мы вернёмся к этому чуть позже.

Как отмечалось ранее, Эпикур предлагает некоторые особые тактики для достижения образа жизни, ориентированного на достижение недорогих удовольствий.

Тактика #1 – Жить скромно

Основная тактика, которую предлагает Эпикур для достижения жизни, сосредоточенной на удовольствии с минимальной болью, – это вести скромную жизнь. Скромная жизнь – это такая жизнь, в которой вы отказываетесь от множества очень незначительных удовольствий, связанных с завышенными расходами, которые, как описано выше, не доставляют большого удовольствия.

Другими словами, для вещей, которые доставляют вам относительно мало прямого удовольствия, минимизируйте стоимость насколько это возможно. Получаете ли вы прямое удовольствие от хозяйственного мыла? Тогда можно найти дешевле. Повторите это практически для всего в своей жизни, на что вы тратите деньги. Если это напрямую не приносит вам удовольствия, либо сократите стоимость до минимума, либо полностью откажитесь от этого.

На мой взгляд, это базовая стратегия бережливости. Если это не то, что для вас важно, вам следует либо вообще не тратить на это деньги, время или энергию, либо постараться минимизировать количество времени, денег или энергии, которые вы вкладываете в это. Зачем выбрасывать очень хорошие ресурсы на то, что вас не особо волнует?

Проблема в том, что часто бывает трудно отличить то, что действительно важно для вас, и простое восприятие того, что что-то «лучше» или «желательно», и именно здесь на помощь приходит вторая тактика.

Тактика #2 – Обуздание желаний

Первая тактика – скромный образ жизни за счет минимизации ресурсов, вкладываемых в то, что вас не волнует или мало волнует, – это фантастическая стратегия, но она исходит из предположения, что вы очень четко понимаете, что вам действительно важно и какие вещи на самом деле не так уж и важны для вас. Проблема, конечно же, в том, что для многих людей грань между тем, что действительно важно для вас, и тем, что не имеет значения, но кажется важным, не очень четкая.

Большая часть нашей современной культуры сосредоточена на том, чтобы добавлять и поддерживать желания в нашей жизни. Маркетинг создан для того, чтобы опираться на основные вещи, которых мы все хотим – здоровье, хорошие отношения, секс, радость и т.д. – и связывать их с продуктами, на которые мы тратим свои кровно заработанные деньги. Со временем это создает искусственное чувство желания – мы хотим конкретный предмет не из-за того, что он даёт, а потому, что мы воспринимаем его как приносящий нам здоровье, хорошие отношения, радость и так далее.

Таким образом, большая часть современной практики эпикуреизма сводится к тому, чтобы отделить все эти смешанные сообщения от наших истинных желаний и обуздать лишние желания.

Например, я хочу иметь хороших друзей, и из-за этого я могу желать больший дом, где у меня могут быть друзья всё время, и они будут чувствовать себя комфортно и счастливо. Это часто может превратиться в желание получить дом намного больше, чем мне нужно, с множеством ярких украшений дома, чтобы мой дом стал более гостеприимным для гостей и впечатлил их некоторыми достоинствами, которые, как мы считаем, мы демонстрируем. Правда, однако, в том, что большинство из нас с радостью встретит друзей практически везде, где достаточно чисто (а иногда и не очень, если честно). Если вы хотите иметь хорошие дружеские отношения, будьте хорошим человеком; если вы хотите, чтобы у вас были друзья, просто держите вещи в чистоте и презентабельности.

Это немного касается другого вопроса: сигнализации добродетели. Довольно часто, когда мы покупаем вещи, которые собираемся показать внешнему миру, одна из причин, по которой мы делаем это, – это сигнализировать об определенных достоинствах другим. Мы успешны, или артистичны, или умны, или технологичны, или что-то ещё. Дело в том, что большинство из этих сигналов полностью упускается из виду другими – мы думаем, что они замечают гораздо больше, чем мы. Это называется «эффектом прожектора» и он встречается постоянно. Во-вторых, положительные впечатления обычно несёте вы, а не ваши вещи. Будьте чистыми, дружелюбными, добрыми и слушайте, и вы обнаружите, что легко строить отношения и производить хорошее впечатление в социальных ситуациях, и эти факторы, на самом деле, вам ничего не стоят. Ваши слова и действия будут формировать у них гораздо большее впечатление о вас, чем что-либо ещё.

Ключевым моментом здесь является выяснение того, чего вы на самом деле хотите, какие вещи являются лишь мимолетными импульсами, брошенными вам маркетингом, СМИ и социальным влиянием, а какие – лишь заменой более глубокого желания.

Это требует времени и размышлений. Один из хороших способов справиться с этим – просто принять правило 30 дней, которое просто гласит, что если вы хотите что-то, что не является на 100% необходимым, вы даёте ему тридцать дней, прежде чем покупать, и вы немного размышляете над этим во время и после этого. Почти всегда вы обнаружите, что желание либо угасает, либо вы понимаете, что на самом деле это желание чего-то более глубокого, например, дружбы, любви или знаний, вещей, которые не передаются с покупкой материальных объектов.

Тактика #3 – Наслаждение простыми удовольствиями без обжорства

Я ценю множество простых удовольствий, как и многие из нас. Когда я пишу это, я потягиваю холодный черный кофе, сделанный в моём холодильнике из молотых зерен, именно так, как мне нравится. Каждый глоток – небольшое удовольствие. Мне нравятся такие вещи, как то, чтобы свернуться калачиком с хорошей книгой в течение часа или двух непрерывного чтения, вкус острого сыра, запах леса вскоре после дождя, музыка... Я могу перечислить сотни и сотни маленьких простых удовольствий, которыми я наслаждаюсь.

Лучшие простые удовольствия соответствуют общей идее эпикуреизма – они идут с минимальными затратами или, в идеале, вообще без затрат. Кофе готовится настолько дешево, насколько это возможно – это буквально кофейная гуща, вымоченная в воде большую часть дня, а затем процеженная. Я всегда читаю книги из библиотеки. Я слушаю много музыки в потоковом режиме по минимальной цене. Немного еды, всегда недорогой.

Уловка, конечно же, в том, что если вы «наедаетесь» определенным удовольствием, удовольствие от него начинает исчезать, и оно начинает казаться обычным. Мой первый глоток утреннего кофе – настоящее удовольствие, но если я пью его весь день, он перестаёт приносить дополнительное удовольствие. Первый или два кусочка сыра восхитительны, но если я съем целой ломоть… это уже не так хорошо. Я могу весь день сидеть с книгой, но если я не занимаюсь физическими упражнениями, я чувствую себя ленивым болваном. Мокрый лес – чудо, но если бы я был там много часов и бывал там всё время, он был бы совершенно обычным.

Я обнаружил, что ключ к простым удовольствиям – распределять их и чередовать. Не ходите в кофейню каждый день или даже несколько раз в неделю, иначе это будет казаться совершенно обычным. Не заполняйте каждую минуту своего свободного времени одним и тем же хобби, иначе оно станет скучным. Не переедайте вкусной едой, иначе она больше не будет такой вкусной или особенной (плюс к этому придется платить за здоровье).

Смешивайте и распространяйте свои простые удовольствия. Найдите несколько недорогих вариантов досуга, которые вам понравятся. Проводите время с множеством разных друзей в самых разных сочетаниях, делая много разных вещей. Исследуйте множество разных мест. Попробуйте (но не переедайте) много разных блюд и нерегулярно наслаждайтесь небольшими порциями своих любимых блюд.

Это даёт много преимуществ. Никогда не позволяет удовольствию стать обычным и ожидаемым. Это также предотвращает обратные стороны чрезмерного потребления, которые могут быть плачевными (ожирение, алкоголизм, вялость и т.д.).

Тактика #4 – Размышление и понимание мира

Для Эпикура большая часть наслаждения простыми радостями жизни заключается в том, чтобы делать их без страха и беспокойства, и один из его основных способов избавиться от страха и беспокойства – размышлять, изучать и понимать окружающий мир. Он чувствовал, что жизнь, которая включает в себя непосредственное изучение и размышление о вещах, которые вас беспокоят, заставляет этот страх и беспокойство исчезать, позволяя вам наслаждаться простыми радостями жизни без этого легкого намека на беспокойство в уме.

Что касается меня, я считаю, что есть три основных тактики, которые я могу использовать, чтобы размышлять, изучать и понимать мир.

  1. Во-первых, я практикую непрерывное обучение. Проходит очень мало дней, когда я не провожу хотя бы хороший час, читая книгу о том, что у меня на уме, и я часто обнаруживаю, что изучение этой темы устраняет многие мои опасения по этому поводу. Конечно, иногда возникают новые вопросы, которые могут меня заинтересовать, но тогда есть новый путь для обучения. Раньше я, например, довольно много беспокоился о личных финансах, но теперь меня это совсем не беспокоит, поскольку я изучил и применил передовой опыт. Я делаю это со всевозможными предметами, практическими и другими – например, я потратил много времени на изучение таких тем, как ИИ, редактирование генов и политика, просто потому, что эти предметы действительно меня интересовали, и изучение их во многом облегчило многие мои проблемы.
  2. Во-вторых, я каждый день провожу время в медитации. Для меня это тихий момент, чтобы отвлечься от суеты моей жизни. Как правило, голос в моей голове всегда болтает, и он часто улетает в несвязанных направлениях (нарушая мою концентрацию и сосредоточенность в моменте) и заходя в отрицательные тупики, которые могут способствовать возникновению чувства страха и беспокойства. Медитация действительно помогает мне прояснить все это и определенно помогает мне сосредоточиться на текущем моменте. Я просто использую очень простую практику осознанной медитации, когда я либо сосредотачиваюсь на своём дыхании, либо на отдельном слове или фразе, а когда приходят другие мысли, я замечаю их и сознательно перенаправляю либо на своё дыхание, либо на слово или фразу. Вот и всё. Я делаю это примерно пятнадцать минут за сеанс, одно или два занятия в день. (Сначала мои сеансы были намного короче, потому что было довольно трудно делать это очень долго). Я обнаружил, что эта практика успокоила многие беспокойства моего блуждающего ума и помогла мне гораздо лучше сосредоточиться на настоящем моменте.
  3. Наконец, я пишу в дневник (почти) каждый день. Обычно я просто записываю пару кратких моментов дня, несколько вещей, за которые я благодарен, и некоторые размышления о вещах, на которых я пытаюсь сосредоточиться. Я обычно также делаю один тщательный «обзор действий», это означает, что я пишу об одной ситуации из моей недавней жизни, которая меня беспокоила, о том, что именно я сделал в этой ситуации, что в идеале я должен был сделать в этой ситуации, в чём разница между идеалом и реальностью, и к чему эта разница сводится с точки зрения того, что я могу делать лучше в будущем. Это довольно просто и занимает около пятнадцати минут. Для меня это возможность поразмышлять о своей жизни и о вещах, которые беспокоят меня больше всего, и практика приносит много ясности, которая часто смывает это беспокойство.

Изучение мира с последующим размышлением над тем, что я узнал, и над своим собственным внутренним «я», имеет очень долгий путь к подавлению большей части праздного беспокойства, страха и эмоциональной боли, которые я привык носить с собой. Честно говоря, устранение этих чувств (а также улучшение моей концентрации и благодарности) было чрезвычайно полезно с точки зрения контроля над моими расходами. Это практики, соответствующие эпикуреанству, которыми я занимался до того, как узнал об Эпикуре, потому что преимущества реальны за пределами его философии.

Тактика #5 – Минимизация и устранение боли и страха

Последняя область интереса – стремление эпикурейцев свести к минимуму и устранить области страха и боли, что значительно упрощает получение простых радостей жизни и минимизирует количество денег, времени и энергии, затрачиваемых на борьбу с болью и страхом. Я считаю, что есть много вещей, которые можно сделать, чтобы свести к минимуму и устранить боль и страх в жизни.

Одна из стратегий – вести здоровый образ жизни. Это устраняет сильную боль и дискомфорт, а также снимает сильный страх. Очевидно, что никто не может быть совершенно здоровым, но мы все можем вести базовый здоровый образ жизни, соблюдая разумно здоровую диету, выполняя хотя бы некоторые упражнения и двигаясь, например, гуляя.

Ещё одна стратегия – создать фонд на случай чрезвычайных ситуаций, который защитит вас от таких забот, как, например, что делать, если ваша машина не заводится, или что делать, если вы потеряли работу. Наличные на сберегательном счете действительно снимают многие опасения в жизни по поводу неожиданных событий.

В случае более серьёзных неожиданных событий может помочь страховка. Страхование жизни может защитить вас, например, от безвременной кончины члена семьи. Автострахование может защитить вас от огромных затрат, связанных с неожиданной заменой автомобиля. Страхование должно подготовить вас к большим расходам, которые могут произойти, и которые вы не можете позволить себе.

Ещё один полезный инструмент – пенсионные накопления. Просто откладывая деньги на пенсию, вы снимаете большое беспокойство о своих золотых годах. Вас больше не охватывают мысли о том, что вы собираетесь делать, когда вам исполнится 70, и вы больше не в будете беспокоиться, что у вас не будет денег, потому что у вас будут деньги.

Откуда деньги на эти вещи? Если вы следуете эпикуреанству, оно исходит из сосредоточения на простых радостях жизни. Естественное преимущество сосредоточения внимания на простых удовольствиях с небольшими затратами заключается в том, что у вас появляется больше денег, которые можно распределить.


Лично я нашел много ценного в идеях Эпикура. Я считаю, что общая философия – уделять большое внимание простым удовольствиям с минимальными затратами, сводить к минимуму жизненные заботы – полностью соответствует тому, как я начал жить своей жизнью. Тысячи лет назад Эпикур смог взять эти элементы и увидеть внутренние связи между ними и то, как они образуют прекрасную основу для жизни, которая по-прежнему актуальна сегодня.


5.0/1