ИП и самозанятость – два основных статуса, между которыми выбирают, открывая собственное небольшое дело.
Зачем вообще что-то выбирать?
Потому что «работать втёмную» – это незаконно. За ведение бизнеса без регистрации и уход от налогов предусмотрена ответственность не только административная, но и уголовная, вплоть до лишения свободы.
Кроме того, вашими тёмными делами могут заинтересоваться соответствующие структуры, и штраф может оказаться гораздо выше незаконных доходов.
Стоит помнить и о том, что естественное следствие таких нарушений – судебные тяжбы, в ходе которых заплатить придётся ещё и адвокату. Так что уклонение от налогов обойдётся дороже самих налогов.
Как регистрировать свой бизнес
Чтобы оформить самозанятость, достаточно установить приложение «Мой налог» или использовать банковский интерфейс, например, инструмент «Своё дело» от Сбербанка. Предоставлять документы не нужно – достаточно только номера ИНН.
Путь для ИП немного сложнее – в общем случае понадобятся паспорт, квитанция об оплате госпошлины (800 рублей), заявление и визит в налоговую. Процедуру можно упростить, подав документы через Госуслуги (пошлину платить не потребуется, но будет необходимо заверить бумаги усиленной квалифицированной электронной подписью). Кроме того, подать документы можно и через банк, заодно открыв расчётный счёт и получив консультацию.
Кому выгодно работать в статусе ИП или самозанятого
Тем, кто начинает небольшое дело и при этом не планирует делиться с партнёрами или продавать компанию в будущем. В таком случае это самые простые формы для регистрации бизнеса, у которого один учредитель.
У ИП и самозанятых меньше налоговая нагрузка и гораздо более простая процедура отчётности, чем, например, у общества с ограниченной ответственностью. И самозанятый, и ИП являются физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность. Они отвечают перед законом чаще всего по более мягким правилам, нежели юрлица.
В чём разница между ИП и самозанятым
Основное ограничение для самозанятых – доход. Суммарно за год можно зарабатывать не более 2,4 млн рублей. У ИП такого «потолка» нет, поэтому до того, как выбрать форму, нужно оценить перспективы предприятия. Кроме того, нужно учитывать, что у ИП больше и прав, и обязанностей. Например, можно нанять сотрудников на постоянную работу, тогда как самозанятый может только привлекать помощников.
Чем можно заниматься ИП и самозанятому
Если вкратце, то у ИП более широкое поле деятельности, нежели у самозанятых. Первые могут перепродавать товары и заниматься производством, которое требует сертификации. Вторые же могут распространять только то, что произвели сами и только в случае, если эта продукция не подлежит маркировке. Нельзя торговать, например, шубами, постельным бельём и парфюмерией. Полный перечень маркированных товаров есть в законе.
Кому придётся считать налоги
Зависит от формы. Для самозанятых всё очень просто – после получения денег они формируют чек в приложении «Мой налог» и высылают его клиенту. Налог рассчитывается от суммы продаж – 4%, если сделка была непосредственно с человеком (физлицом), и 6%, если контрагентом оказывается ИП или юрлицо. Сумму, которую надо будет выплатить государству, приложение вычисляет автоматически, и высылает напоминания о грядущих расходах. Самозанятые платят налоги ежемесячно, но только в том случае, если в этот период они работали, то есть выполняли заказы и получали оплату.
У ИП всё сложнее. Для них существует пять различных форм налогообложения. Выбор конкретной лучше согласовывать с бухгалтером, причём до того, как подать документы на регистрацию в ИФНС. Дело в том, что, выбрав неверный режим, предприниматель неизбежно навлечёт на себя санкции и штрафы. Вести бухгалтерию нужно будет аккуратно, а отчётность сдавать в срок (раз в квартал или в год, в зависимости от режима). Заниматься этим придётся самостоятельно, с помощью электронных сервисов, или наняв специалиста. Важно помнить, что за ошибки придётся платить – ФНС внимательно следит за индивидуальными предпринимателями и периодически проводит проверки.
Что с пенсией и страховыми взносами?
ИП обязаны платить страховые и пенсионные взносы. Суммы разнятся: при доходе до 300 тысяч рублей в год предприниматель, у которого нет сотрудников, будет обязан отчислить в 2021 году 8426 рублей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 34448 рублей в Пенсионный фонд (ПФР). Если доход выше 300 тысяч, то ИП дополнительно платят ещё 1% от него в ПФР. От выплат наёмному работнику нужно будет отдать государству 22% пенсионных, 2,9% социальных, 5,1% медицинских взносов. Нужно понимать, что эти суммы накапливаются, даже если ИП не работает. Поэтому если доходов не предвидится – стоит подумать о ликвидации.
Взносы в ФОМС самозанятые платят автоматически – эти отчисления включены в сумму налога. А вот с ПФР самозанятые сотрудничают по собственному желанию, если хотят зачёта трудового стажа. Например, в 2021 году, чтобы получить 1 год стажа и 1,142 пенсионных баллов, нужно отчислить в Пенсионный фонд 32448 рублей. Можно и меньше – тогда зачтут не весь срок, и больше – так будут быстрее копиться баллы.
Можно ли совмещать ИП и самозанятость?
Да, но с ограничениями. ИП может зарегистрироваться как плательщик НПД, сохранив часть преимуществ своего прежнего статуса, например, расчётный счёт и статус индивидуального предпринимателя. При этом от других налоговых режимов придётся отказаться. Кроме того, ИП на НПД подпадает под все ограничения, которые установлены для самозанятых – «потолок» дохода, запрет на найм сотрудников и прочие. Работать тоже можно будет только в тех областях, которые разрешены для самозанятых.
Важно помнить, что о таком переходе нужно в течение 30 дней уведомить налоговую, иначе регистрацию в качестве плательщика НПД отменят и придётся заплатить куда больше налогов.
Какие гарантии, что положение дел не изменится завтра?
У самозанятых – весомые. В законе сказано, что их условия работы не будут ухудшаться в течение 10 лет – до 31 декабря 2028 года. Это значит, что ставка НПД не изменится, а «потолок» дохода понижен не будет. У ИП таких гарантий нет.