Студенты в России часто стремятся заработать, ведь небольшой стипендии не всегда хватает на что-то большее, чем заплатить за общежитие, пополнить транспортную карту и оплатить тариф мобильного телефона, да и получают ее далеко не все. Кто-то идет подрабатывать до, или после «пар», а кто-то находит возможности для развития собственного бизнеса.
Вместе с тем, студенческие годы – отличное время, чтобы искать, пробовать, тестировать и создавать новое.
Изучайте чужие идеи и потребности
Постоянно читайте о новых изобретениях – да, за ними будущее. Думайте о продуктах для нового поколения и о том, что нужно вам самим. Для химиков, врачей, инженеров открываются новые перспективы: после многолетнего опыта работы в найме открыть свой бизнес аналогичного профиля.
Однако, для этого надо вдоль и поперек знать свою сферу, принципы принятия решений и «внутреннюю кухню», поэтому лучше как можно раньше начать изучать свою отрасль изнутри, чтобы найти бизнес-идеи и незакрытые потребности.
Находите готовые решения злободневных вопросов, которые мешают жизненному комфорту. Собирайте идеи у тех, кто не может найти время на их воплощение или просто ленится. Включите в список обязательных к прочтению VC, Rusbase, Inc.Russia, Секрет фирмы, а в список подкастов – Будет сделано, Websarafan и Берись и делай, где есть любопытные кейсы не только российских компаний, но и зарубежных, отдельное внимание редакция уделяет стартапам.
Найдите подходящую стажировку
Определитесь, какие навыки вы хотели бы «прокачать» за время учебы и найдите стажировку, которая поможет это сделать. Помониторьте программы и возможности бизнес-акселераторов, направленные на помощь в первых предпринимательских шагах, построении бизнеса с нуля. Помимо профессиональных навыков, работа в компании поможет познакомиться с интересными для вас людьми, которые могут помочь и в карьере, и простым жизненным советом.
Стажировка за границей – уникальная возможность познакомиться с бизнес-процессами мировых брендов, посмотреть на систему работы изнутри, приобрести новые полезные контакты. Наличие такого опыта очень поможет в организации своего дела, возможно именно там родится ваша бизнес-идея, российский рынок берет лучшее, что уже проверено иностранным.
Займитесь нетворкингом
Молодой бизнес теряется в огромном потоке информации, гиганты рынка наступают на пятки, возникают трудности с продажей своих товаров и услуг. Выход есть! Пора заняться нетворкингом, построением связей делового характера. Вы, наверное, слышали про правило пяти рукопожатий – что с любым человеком в мире вы связаны через пять рукопожатий. Поэтому нетворкинг и связи решают всё.
Важно понимать, что это достаточно непростая работа – необходимо постоянно выстраивать, налаживать и поддерживать нужные контакты. Тем не менее, такая тактика приносит свои результаты, помогая решать многие задачи быстрее и эффективнее. С помощью нетворкинга можно получить не только полезные контакты, но и ценную информацию.
Знакомьтесь везде и всюду – в университете, на стажировке или практике, на первой работе, ходите на бесплатные конференции и мастер-классы, презентации бизнес-идей. Такие встречи открывают возможности обменяться полезной информацией с коллегами по отрасли, рассказать о своих достижениях и планах, узнать о том, как в других компаниях решаются аналогичные с вашими проблемы, приобрести новые деловые связи и привлечь инвесторов.
Изучите программы и гранты на развитие бизнеса
Конечно, есть бизнес, не требующий вложений, но возникает множество вопросов по его продвижению, рекламе, в стандартных случаях нужен стартовый капитал на регистрацию юрлица, аренду офиса, покупку оргтехники, необходимого оборудования, мебели, закупку сырья и изготовления пробной партии, выплату зарплаты сотрудникам.
Сейчас в крупных городах можно найти большое количество частных фондов и инвесторов, государственных организаций и множество других заинтересованных лиц, которые готовы инвестировать деньги в хорошую идею – за долю в капитале, или выделяют денежные средства в качестве гранта или приза победителям конкурсов идей и стартап-проектов. На базе университетов в разных регионах также появляются бизнес-инкубаторы, которые помогают студентам придумывать стартапы и выводить их на рынок. Изучите такие возможности в своем городе и за его пределами.
Найдите ментора
Ментор – это профессионал своего дела, человек, вызывающий восхищение и желание у него учиться. Он может дать ценный совет по развитию своего дела, поможет найти решение при трудностях, направит на нужный путь и задаст верный вектор. Это может быть известный (или не очень) бизнесмен, генеральный директор крупной компании или даже преподаватель. Вдохновляйтесь, не бойтесь писать известным успешным людям и просить о встрече.
Найти наставника можно не только себе лично, но и своему проекту – такая возможность есть при любом стартап-акселераторе. Менторская программа представлена, например, в институте «Сколково» и ФРИИ. Индивидуальный поиск ментора тоже более чем реален. Изучите все публикации в СМИ про успешные компании, которые работают в вашей сфере, найдите контакты лиц, принимающих решение,и напишите им, позвоните – скорее всего, через все «боли» вашего проекта они уже прошли и нашли выход.
Разберитесь в бухгалтерских и налоговых тонкостях
Если отрывать свое дело пока рано, изучите хотя бы, какие шаги вам нужно сделать с юридической точки зрения. Изучите базовые отличия ИП от ООО, выберете идеальную схему налогообложения для разных бизнес-идей.
Если коротко, то ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО – тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами, постепенно расширять штат сотрудников и не хочет нести ответственность личным имуществом. Также могут быть ограничения по видам деятельности – например, ИП не может продавать алкоголь. В этом вам помогут онлайн-сервисы Кнопка, Мое дело,есть достойные предложения и у самих банков.
Постоянно учитесь
И ещё одна очень важная вещь, которая точно пригодится в будущем – умение (и даже навык) постоянного получения и обновления знаний. Популярная идея lifelong learning заключается в постоянном расширении и углублении знаний, которые позволяют не только расти как личность, но и развиваться профессионально. Поэтому студенческие годы – это только начало этого непрерывного пути совершенствования своих навыков и получения новых знаний.
Сегодня рынок нуждается в, так называемых, «t-shaped people», которые имеют глубокую экспертизу хотя бы в одной отрасли – основу для которой вы закладываете в студенческие годы, но при необходимости могут подстраиваться под ситуацию и решать задачи в других областях. Непрерывное обучение позволит всегда оставаться в тренде и реализовывать идеи, востребованные на меняющемся рынке.
В интернете есть огромное количество бесплатных видео и аудио курсов, книг по принципам ведения бизнеса, а в университете у вас есть дополнительное преимущество – доступ к библиотеке вуза и часто онлайн-библиотекам университетов-партнеров – используйте всё это для получения знаний, ведь больше в жизни такого количества времени для учебы не будет.
Используйте студенческие годы для расширения знаний о мире, глубокого изучения насущных проблем, предлагайте ваши решения и тестируйте прототипы, будь то продукт или услуга. Ведь самая важная основа для любого бизнеса – это идея. А новые образовательные ресурсы помогут научиться основам ведения бизнеса.