Благодаря видеоконференцсвязи участниками этого мероприятия стали все областные и крупные районные центры Черноземья, представители которых получили возможность не только увидеть и услышать все то, что происходило в Воронеже, в онлайн-режиме, но и задать специалистам интересующие их вопросы.
Директор Управления малого бизнеса ОАО «Сбербанк России», генеральный директор ЗАО «Деловая среда» Андрей Петров подчеркнул, что место проведения презентации было выбрано не случайно. По его словам, Центрально-Черноземный банк традиционно занимает высокие позиции в системе Сбербанка и входит в число лидеров по внедрению новых продуктов.
Бизнес – не обуза, а основа
Андрей Николаевич подчеркнул, что за предыдущие пять лет работа банка с малым бизнесом вышла на новый уровень. Кредитные технологии претерпели значительные изменения, стали более удобными для клиентов. По сути, за это время была создана новая сеть поддержки предпринимательства.
Говоря непосредственно о Центрально-Черноземном Сбербанке, он особо отметил высокий сервис обслуживания клиентов, качество помощи в развитии собственного дела, которую оказывают им офисы банка, и такой важный момент как проведение различных семинаров с привлечением специалистов высокого уровня.
Одна из важнейших задач Сбербанка и государства в целом – к 2020 году удвоить долю малого бизнеса в российском ВВП. Сегодня она составляет 20 процентов, тогда как в большинстве европейских стран – 50-60. Предпринимательской деятельностью занимаются только 7% россиян. При этом 26% из них мечтают об открытии собственного дела, но лишь 2% не просто задумываются об этом, а готовы сделать реальные шаги. Причина банальна: не хватает стартовых средств.
В помощь самым решительным Сбербанк уже открыл по всей стране более 170 Центров развития бизнеса, которые предлагают своим клиентам самые разнообразные услуги. Разрабатывая новую стратегию, банк провел серьезный анализ сложившейся ситуации и множество различных мероприятий.
Один из выводов таков: чтобы все изменилось в лучшую сторону, россияне должны заниматься предпринимательской деятельностью не от безысходности, а от желая реализовать свой потенциал. При этом необходимо, чтобы государство видело в малом бизнесе не «дойную корову» или тяжкую обузу, а, напротив, основу для долгосрочного экономического роста.
В рамках стратегии Сбербанка разработан целый ряд предложений. Начинающим предпринимателям обещают содействие в подготовке пакета документов в минимальные сроки, удобное финансирование на запуск собственного дела благодаря уже известному кредитному продукту «Бизнес-старт», с использованием известных франшиз или проработанного, типового бизнес-решения. Для малых предприятий в стратегии предусмотрены мультипродуктовые пакеты, повышение квалификации клиентской службы.
В рамках портала «Деловая среда» малый бизнес приглашают на отраслевые и функциональные курсы и онлайн-семинары с привлечением успешных бизнесменов. Кроме того, планируется создание своей социальной сети, которая объединила бы всех деловых людей из разных уголков страны, позволяя им знакомиться, налаживать контакты, обмениваться идеями.
Микробизнесу предлагается специальная бизнес-карта и удобное онлайн обслуживание (платежи, наличные, предварительно одобренный кредит, овердрафт и т.д.). Этот новый продукт разработан на основе опыта турецкого Denizbank, год назад приобретенного Сбербанком. Он обещает клиентам серьезную выгоду.
Что касается развития, то и здесь имеется ряд предложений. Речь идет о платформе В2В (доступ к поставщикам и клиентам в России), взаимодействии с международными площадками, предоставлении онлайн-сервисов, проектном финансировании (для расширения масштаба и диверсификации бизнеса благодаря его анализу деньги могут выдаваться под будущую прибыль).
Долой стереотипы в бизнесе
Представляя комплексный продукт «Лига бизнеса», заместитель директора Управления малого бизнеса ОАО «Сбербанк России» Яков Новиков постарался разрушить некоторые стереотипы. Первый из них – банки финансируют бизнес только под залог, а получение кредита – процесс долгий и сложный. По словам Якова Михайловича, за последние два года Сбербанк предоставил малому бизнесу 262 тысячи беззалоговых кредитов. Максимальная сумма – 5 млн рублей.
«Если кто-то считает, что это – мало, то он, в общем-то, неправ. Ведь за рубежом редко выдаются аналогичные кредиты более чем в 30-40 тыс. евро», – подчеркнул Яков Новиков.
Второй стереотип – будто банки не финансируют новые проекты в малом бизнесе. Благодаря Сбербанку уже запущено 400 стартапов. Может быть, не каждый из них продвигается вперед уверенной поступью, но все они работают. Ежедневно новый бизнес запускают два предпринимателя, и интерес к подобному сотрудничеству растет.
Третий стереотип – якобы, за каждую услугу клиент обязан платить. Новый тарифный план «Лига бизнеса» призван развенчать этот миф. В пилотном режиме проект был запущен два месяца назад. И за данный период его преимущества успели оценить более тысячи российских предпринимателей.
«Лига бизнеса» включает в себя услуги расчетно-кассового обслуживания и возможность получения средств (от 80 тыс. до 3 млн рублей на срок от 6 до 36 месяцев) по кредиту «Доверие» на любые цели и без залога под 14,5% (стандарт – 19,5%) годовых. Основные преимущества продукта заключаются не только в привлекательной процентной ставке. Здесь же – и льготные тарифы РКО по фиксированной цене, и упрощение процесса планирования издержек, связанных с банковским обслуживанием.
Подключившись к пакетному тарифному плану, клиент получает право на открытие и ведение одного рублевого счета, подключение к системе «Сбербанк Бизнес ОнЛайн», безлимитный прием наличных денежных средств, неограниченное проведение электронных платежей в течение месяца.
В настоящий момент «Лига бизнеса» доступна в нескольких территориальных банках Сбербанка, включая Центрально-Черноземный. Но уже в начале 2014 года воспользоваться этим продуктом можно будет на всей территории страны.
Услуги для бизнеса – всё включено
– Самое важное заключается в том, что мы не хотим больше брать комиссию за каждый платеж или операцию, – подчеркнул Андрей Петров.
Банк предлагает тарифный план по принципу «все включено». Теперь не нужно думать о том, сколько платежей вы сделали. Экономическая выгода пакетной покупки здесь очевидна, ведь в среднем предприниматели за открытие и обслуживание счета или прием и выдачу денежных средств платят больше.
Конечно, тарифы в регионах России разные, но, в любом случае, можно утверждать, что скидка в 20-30% на комиссионные услуги уже заложена в «Лиге бизнеса». Говоря о задачах пятилетней стратегии, Андрей Николаевич заметил, что Сбербанк ожидает ежегодный рост кредитного портфеля в рамках обозначенного сегмента не менее чем на 40-50 процентов, а также рассчитывает на удвоение активной клиентской базы.
Такие цели достижимы исключительно в том случае, если будет наблюдаться приток новых предпринимателей. Для этого банк готов к активным инвестициям в проекты типа «Бизнес-старт» и в другие продукты.
«Это – не благотворительность, а ключевая бизнес-задача, которая стоит перед страной в целом и Сбербанком в частности», – заявил Андрей Петров.
Заместитель председателя Центрально-Черноземного банка Александр Исаенко рассказал, что представители малого бизнеса составляют около 90 процентов клиентов ЦЧБ. По его словам, в уходящем году более 250 тыс. человек посетили многочисленные выставки, ярмарки, круглые столы, семинары и другие мероприятия, которые были организованы в Черноземье для малого бизнеса при непосредственном участии Сбербанка.
– На малый и микробизнес приходится пятая часть нашего кредитного портфеля, – подытожил управляющий Головным отделением Сбербанка по Воронежской области Андрей Клопотовский. – Согласитесь, 12 млрд рублей – это весьма ощутимая величина. И в дальнейшем она будет прирастать.