С возрастом становится всё сложнее идти в ногу со временем. Кажется, что удобнее и проще всё делать «по-старинке». Но, мир не стоит на месте и предлагает нам множество новых технологий, существенно облегчающих жизнь. Если для большинства молодежи и людей среднего возраста использование банковской карты уже стало неотъемлемой частью жизни, то пожилые люди всё ещё с опаской смотрят на это новшество.
Наши простые советы помогут вам научить пожилых родителей, бабушек и дедушек без труда пользоваться банковской картой.
Помогите преодолеть психологический барьер
Высока вероятность, что сначала ваши старшие родственники будут отказываться от использования банковской карты. Это легко можно объяснить: у пожилого человека возникает страх перед новым и чувство утраты безопасности за свои денежные сбережения. Деньги нельзя подержать в руках, а значит появляется тревога и опасения, что финансами могут воспользоваться другие люди. Чтобы преодолеть этот психологический барьер, стоит рассказать бабушкам и дедушкам простые «правила безопасности».
Самое главное правило, которое нужно донести до пользователя-новичка: никогда и никому нельзя сообщать свой ПИН-код и не вводить его в присутствии посторонних людей. Лучше всего запомнить его: помогите своему старшему родственнику сменить ПИН-код на цифры, которые он никогда не забудет: например, год рождения первого ребенка или дату рождения супруга. Если же запоминать ПИН-код не получится, то предупредите родственника, что бумажка с подсказкой должна находиться как можно дальше от карты и в каком-нибудь потайном месте – например, в чехле мобильного телефона.
Будет предусмотрительно, если кто-то из более молодых родственников тоже будет знать ПИН-код: в этом случае ему можно будет позвонить и попросить напомнить заветные цифры.
Пожилые люди часто бывают доверчивы, поэтому стоит объяснить им, что нельзя сообщать посторонним людям данные карты и одноразовые пароли, которые приходят в виде СМС от банка. Даже если человек на другом конце трубки представился работником банка или полицейским. Научите своего родственника не верить сообщениям с неизвестных номеров и ни в коем случае не перезванивать по указанным в подозрительных сообщениях номерам: если у бабушки или дедушки возникнет вопрос, то можно позвонить в банк по номеру, указанному на карте.
Не стоит отправлять пожилого человека одного в банкомат в первый раз. Будет лучше, если вы лично сопроводите его и расскажите про основные операции с картой. Иначе есть риск, что при каких-либо сложностях пожилой человек обратится к соседям по очереди, которые могут подсмотреть данные его карты и воспользоваться этим.
Что стоит рассказать о работе банкомата
Если вы думаете, что начало работы с банкоматом – это вставить в него карту, то это не так. В первую очередь, стоит осмотреться по сторонам и убедиться, что никто не пытается подглядеть. Объясните пожилому человеку, что окружающие его люди, не должны находиться близко, чтобы у них не было возможности увидеть ПИН-код, который вводится в банкомате. В любом случае при вводе данных также стоит прикрывать клавиатуру рукой.
Самые популярные операции, которые нужно освоить бабушкам и дедушкам при работе с банкоматом – это снятие наличных и внесение наличных на счет. Сначала покажите, как это делается, а потом попросите родственника повторить все шаги самостоятельно.
Даже с молодыми людьми нередко случается, что держатель карты забывает забрать карту или деньги в банкомате. Здесь важно, чтобы пожилой человек четко запомнил, что из банкомата нужно забрать карту, деньги и чек. Сообщите родственнику, что в случае захвата карты банкоматом или в случае утери карты стоит немедленно позвонить в банк и заблокировать карту. Подробно объясните всю последовательность действий. Пусть телефон горячей линии банка хранится дома в телефонной книге, в кошельке или в другом месте, где родственник его не потеряет.
Операции с картой, которые стоит освоить пожилому человеку
Если вы видите, что пожилой человек больше не испытывает дискомфорт при выполнении простых операций с банкоматом, то вполне можно научить его совершать более сложные действия. Например, через банкомат можно пополнить баланс мобильного телефона, оплатить штрафы, расплатиться за коммунальные платежи и многое другое.
Объясните пожилому человеку преимущества оплаты услуг через карту: комиссия за оплату через банкомат или терминал обычно не взимается и при этом платеж можно совершить намного быстрее, чем стоя в очереди на старой-доброй почте. Так же, как и в случае со снятием и внесением наличных, стоит сначала показать последовательность операций, а затем попросить родственника повторить все действия. Не забудьте напомнить, что при совершении платежей нужно обязательно взять квитанцию об оплате.
Следующий шаг – научиться расплачиваться картой в магазинах. Объясните пожилому человеку, что это очень удобно – больше не нужно искать мелочь, которую просит кассир или ждать сдачу. Это тоже здорово экономит время. Напомните о правилах безопасности: что стоит прикрывать клавиатуру рукой при вводе ПИН-кода.
Если же оплата покупок обычной картой уже не составляет труда, то можно выйти на новый уровень – научиться пользоваться бесконтактной картой. Здесь есть свои преимущества – ее не нужно давать в руки продавцу и вводить ПИН-код при операции менее 1000 рублей часто не требуется, а значит повышается уровень безопасности.
Кроме того, многие карты с технологией бесконтактной оплаты Visa payWave привязаны к бонусным предложениям банков, а значит это еще и выгодно. Даже если родственник пока с опаской относится к платежным картам, обычно аргумент о выгоде помогает убедить даже очень пожилого человека.