О целях внедрения системы «Единый платежный сервис», реализации проекта, итогах и выгодах для Сбербанка рассказывают ключевые участники Данил Кабанов (начальник Отдела управления проектами, заместитель начальника Управления координации и развития проектов Центра компетенции развития банковских систем Сбербанк Технологии) и Алексей Крапивин (директор проектов Дирекции Централизации IT Сбербанка).
Истоки проекта и этапы внедрения единой платежной системы
Система «еПС» создавалась с 2004 г. специалистами Западно-Уральского Сбербанка и носила название «Универсальный фронт-офис» («УФО»). В 2011 году к «УФО» подключился Западно-Сибирский банк и начались работы по переводу Северо-Кавказского банка Сбербанка.
В период с 2011 по 2013 гг. к системе «УФО» активно подключались поставщики услуг практически во всех территориальных банках.
К началу 2014 года система серьезно усилила свои позиции в Сбербанке во многом благодаря успешной реализации очередной фазы проекта «ТОП 300».
В марте 2014 г. система была успешно перенесена на КТС ЦА и получила свое нынешнее наименование – «Единый платежный сервис».
«Единый платежный сервис» («еПС») – автоматизированная платежная система Сбербанка. Развитие и внедрение «еПС» осуществляется в рамках стратегической Программы «Создание единой централизованной IT-платформы Банка (Централизация 2.0)» наряду с такими системами, как «еКП», «еКС», «ФСБ и «ЦОД». Система предназначена для обработки платежей физических лиц в пользу поставщиков услуг.
Инновации системы «Единый платежный сервис»
В «еПС» используется единое информационное пространство для всех пользователей биллинговых систем. До того как «еПС» была выбрана в качестве целевой биллинговой автоматизированной системы Сбербанка, в каждом территориальном банке использовался собственный биллинг, который обрабатывал платежи, общался с централизованными системами (WAY4, «еКП», «еКС» и др.), формировал платежки и т.д.
Сегодня данный функционал целиком переходит в «еПС» по всем территориальным банкам.
Особенности системы «Единый платежный сервис»
Главное бизнес-требование Заказчика – при внедрении новой системы необходимо сохранить имеющуюся в Сбербанке технологию обработки платежей и выдачи подтверждения клиентам в ВСП по совершенным платежам.
Задача была очень сложная, но мы смогли решить ее при помощи технологии передачи информации о совершенных платежах в текущие биллинговые системы территориальных банков.
Благодаря этому получилось организовать работу с централизованной системой таким образом, чтобы не перезаключать договора с поставщиками услуг, в которых были зафиксированы и прописаны ip-адреса точек соединения.
Преимущества «Единый платежный сервис»
Во всех территориальных банках появилась возможность единовременно вводить поставщиков услуг по всем действующим каналам банка: ВСП, банкоматы, платежные терминалы, Интернет и мобильный банк, с помощью сервиса «Автоплатеж», двумерных штрих-кодов и т.д.
Кроме этого, стоимость развития и сопровождения «еПС» для Сбербанка существенно ниже предыдущих решений, т.к. система разработана специалистами Сбербанк Технологии на промышленной платформе, которую также используют «еКС» и «еКП».
Игорь Мамонтов, директор Управления платежей и переводов Сбербанка:
До конца 2014 года мы запланировали перевод всех поставщиков услуг на автоматизированную систему «Единый платежный сервис». Убежден, что выполнение этой задачи позволит поднять качество предоставляемых сервисов клиентам Сбербанка на новый уровень.
Еще одна приоритетная задача для Розничного блока в этом году – продвижение сервиса «Автоплатеж». Сейчас мы запускаем новый проект «ТОП800». Перед нами поставлена не менее амбициозная цель – подключение поставщиков услуг ЖКХ к сервису «Автоплатеж» дополнительно в 39 крупных городах России. Таким образом, количество поставщиков в Системе увеличится с нынешних 300 до 800, т.е. более чем в 2,5 раза.