Директор проектов Управления транзакционного бизнеса и привлечения средств Департамента корпоративного бизнеса Сбербанка Михаил Малахов рассказал о том, как развивалась идея проекта E-invoicing.
Проанализировав имеющуюся информацию и европейские тренды, мы поняли, что стоим на пороге формирования большого рынка. Возможность обмениваться электронной документацией создаёт условия для развития разных сегментов и отраслей, и главное – помогает клиенту уйти от хранения бумаг.
Возникло естественное желание стать у истоков этого рынка. Тогда и пришло решение купить компанию, занимающуюся подобным бизнесом. Готовая компания – это и респектабельность, и наличие апробированного решения, и экспертиза продаж, к тому же в отдельно взятой компании можно избежать многих бюрократических проблем при отладке процесса.
Мы, в первую очередь, посмотрели в сторону компаний «Такском» и «Контур», но они слишком крупные, а мы хотели небольшую, чтобы получить синергию.
Остановились на «Корус Консалтинг СНГ», провели исследование, и в 2011 году состоялась сделка. Параллельно начали интеграцию и кастомизацию. В 2011 запустили услугу E-invoicing.
По нашим прогнозам, рынок электронных платежных документов будет развиваться примерно теми же темпами, как и при вводе электронной налоговой отчетности. В первые два года бизнес присматривался, государство никак не стимулировало эти нововведения, а теперь у нас около 80% налоговой отчетности подается в электронном виде.
Мы ожидаем, что этот рынок также будет расти в геометрической прогрессии. Постепенно информация дойдет, операторы налоговой отчетности, со своей стороны, тоже будут предлагать эту услугу, и в ближайшие год-два рынок будет постепенно формироваться, а затем наступит лавинообразный скачок.
К 2016 году рассчитываем зарабатывать около 8 млрд. рублей от продажи этой услуги и контролировать до 40% рынка. Развитие этого рынка мы можем подтолкнуть, но на особые темпы в первое время не рассчитываем.
Мы следили за развитием законодательства, регулирующего возможность реализации электронного документооборота между клиентами. До завершения этого процесса в электронном виде могли «ходить» практически все документы, за исключением счетов-фактур, и это и было ограничением для полного перевода документооборота в электронный вид.
Хотя на тот момент услуга банковской не являлась, мы познакомились с ECR - европейской ассоциацией, объединяющей провайдеров и пользователей EDI. Выяснилось, что основные потребители EDI – это ритейлеры, для которых быстрая логистика (электронная заявка на поставку товара и пр.) даёт возможность больше зарабатывать и эффективно следить за ассортиментным рядом.
В Европе и США этот обмен уже существует более 20 лет. Особенно интересно, что там эта услуга оказывается банками под своими брендами, которые имеют соглашения с провайдерами услуг. Драйверами этой услуги стали пришедшие на наш рынок западные гиганты (METRO Cash&Carry, Auchan, Unilever, пр.), которые уже давно привыкли генерировать всю платежную информацию в едином бэк-офисе.
Кроме того, для «якорных» клиентов (поставщиков) этих сетей удобнее оформлять заявки на поставки в электронном виде. Европейская банковская ассоциация активно продвигает услугу E-invoicing в Европе, многие государства, например, Дания, Швеция, Испания, Норвегия работают с юридическими лицами только в электронном виде.