Один из ключевых Центров компетенций, созданных в рамках апрельской реорганизации, занимается направлением Business Intelligence. О специфике BI в банковской сфере, команде центра компетенции, приоритетных задачах и перспективах рассказал руководитель Олег Соломатин.
Расскажите, пожалуйста, какие системы находятся в ведении вашего центра компетенции?
Во-первых, это программно-аппаратный комплекс Teradata, включающий аналитическое хранилище данных. Вторая система – оперативное хранилище данных Oracle Exadata и третья – витрины MIS.
Центр компетенции занимается развитием, сопровождением, обеспечением работоспособности данного комплекса систем. Мы собираем и агрегируем информацию о продуктах, клиентах и операциях из учетных систем Сбербанка (системы-источники). Целевых систем-источников у нас сейчас около 140.
На основании собранной, агрегированной и проверенной информации идет построение витрин данных, их визуализация для Заказчика и построение отчетных форм. Основные работы ведутся в рамках десятков проектов и в интересах 8 Блоков Заказчиков Сбербанка.
В чем специфика банковских BI-технологий?
Business Intelligence в банковской сфере выбиваются из стандартной структуры ИТ любого банка. Это особенные системы в ИТ-ландшафте и по объемам, и по способу формирования данных, и по эксплуатации – это итерационные системы с бесконечным потоком информации и постоянно меняющимися требованиями к предоставлению к этой информации.
Меняются сами данные, их виды, источники и структура информации. Выстроить классическую структуру по развитию и сопровождению в данном случае невозможно. Управление ИТ-процессами аналитических систем нуждается в большей вертикальной интеграции. В нашем случае консолидацию активностей в рамах портфеля проектов проводит Программа MIS/ ЦХД блока Финансов.
Есть ли какие-то особенности именно в Сбербанке?
Общие подходы к созданию хранилищ едины. Если говорить о нашей специфике, то это, конечно, масштабы Сбербанка, количество систем и проектов. При сравнении хранилищ данных аналитическое хранилище данных Teradata мы смотрели аналоги по масштабам в банках Китая, Индии и Европы. В российском банковском секторе проектов подобного масштаба нет.
Если говорить про вызовы, то это обеспечение реализации распределенных задач большого количества проектов с адаптацией архитектуры продукта для обеспечения надежности и управляемости в масштабах Сбербанка.
Каковы приоритетные задачи до конца года?
Ключевая задача – обеспечить качественное выполнение задач растущего количества проектов и Заказчиков, не потеряв при этом надежности и управляемости. Кроме этого, мы должны завершить перевод управления центра компетенции от полностью проектной модели к структуре, поддерживающей как проектную так и продуктовую, сервисную модель.
До конца 2014 года также планируем завершить реорганизацию центра компетенции, которая включает в себя консолидацию экспертизы по бизнес / функциональным направлениям внутри Центра компетенций. Это позволит наиболее оптимально вести большой объем разноплановых проектов и наращивать экспертизу внутри.
В рамках текущей реорганизации планируем обеспечить изменения для пилотирования сервисной модели. Пока мы живем в проектной парадигме, но уже очевидно, что есть потребность в обеспечении сервисов – услуг, которые упакованы в стандартную оболочку. Они прогнозируемы по срокам и стоимости, имеют упрощенную модель предоставления и сдачи Заказчику.
Если говорить о трехлетней перспективе, то какое у вас видение развития?
Потребность в достоверных и качественных данных растет, растут объемы данных, появляются новые виды данных – в том числе неструктурированные. Мы должны научиться эффективно управлять данными и получать синергию от сбора неструктурированных данных из внешних источников (из социальных сетей, интернета и т.д.). Должен заработать механизм консолидации этой информации.
В рамках Программы MIS/ЦХД в 2015 году планируется завершить наполнение хранилища данными основных систем-источников. Следующий этап – обеспечить предоставление этих данных в виде сервисов различным подразделениям Заказчиков.
Как формировалась команда?
Изначально хранилище данных запускалось в Сбербанке как отдельный проект. Центр компетенции развития Business Intelligence был сформирован в результате слияния команд Департамента разработки и Департамента экспертизы и практик Сбербанк Технологии.
После реорганизации штатная численность ЦК составляла менее 100 человек. С начала года команда выросла на 50 человек, сформированы ключевые компетенции, включая Core Team. Текущая целевая численность ЦК на конец 2014 года – около 170 человек. Еще одна задача, стоящая перед ЦК в 2015 году, – завершение формирования и реализация сорсинговой стратегии.
С какими подразделениями вы больше всего взаимодействуете?
Наши заказчики – это 8 основных бизнес- и функциональных Блоков Сбербанка по более чем 50-ти активным проектам. Мы плодотворно взаимодействуем с офисами CIO блоков наших Заказчиков, Управлением проектных менеджеров, Департаментом качества и Операционным департаментом.
Наши контрагенты в проектах и заказчики в рамках 3-й линии сопровождения – ЦСИТ Сбербанка. Также мы активно взаимодействуем с другими центрами компетенции Сбербанк Технологии. Их системы – это источники данных, из которых мы получаем информацию.
Расскажите, пожалуйста, о себе...
Мой опыт работы в банковском ИТ около 18 лет. 12 лет я работал сотрудником ИТ в коммерческих банках и около 6 лет – в системных-интеграторах. Начинал работать инженером ИТ небольшого коммерческого банка на Таганке в середине 90-х. В системных интеграторах банковского программного обеспечения занимался разработкой, внедрением и сопровождением программных комплексов для финансового сектора России и СНГ. Кроме этого, занимался технологической составляющей, выстраиванием бизнес-процессов финансовых организаций.
В 2005-2006 гг. у меня был интересный опыт создания инсорсинговой ИТ-компании на базе ИТ службы Банка, для предоставления ИТ-услуг организациям входящим в финансовый холдинг. В 2007 году закончил МБА АНХ по специализации «Информационный менеджмент (CIO)». В СБТ пришел в ноябре 2011 года. С начала 2014 года я возглавляю Центр компетенции развития Business Intelligence.
Вы работаете в Сбербанк Технологии практически с момента создания. Как компания меняется?
«СберТех» – уникальная компания на рынке. За несколько лет компания кратно выросла как по объемам решаемых задач, так и по количеству персонала. Одновременно шел процесс подбора команды и выстраивания внутренних и внешних процессов.
Команда обеспечила повышение уровня зрелости организации при очень динамичном развитии, что всегда дается непросто. Цели и задачи, которые ставит перед компанией Заказчик, масштабны и амбициозны.
Сбербанк Технологии постоянно меняется и развивается для оптимального достижения поставленных задач. Динамика изменений, масштабность задач дают возможность для самореализации всей команды.