Сотрудник департамента перспективных разработок «Сбербанк Технологии» Денис Звонов каждую субботу читает спецкурс «Алгоритм и структуры данных и оптимизации» для студентов факультета аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ) МФТИ. Делает он это по личной инициативе и бесплатно.
Денис, какой курс Вы читаете, на какое время он рассчитан?
Это курс, собранный из лекций Принстонского и Массачусетского технологического университетов. В первую очередь, в нем излагаются основные принципы построения алгоритмов и их анализа, а также изучаются самые распространенные структуры данных. Кроме этого, в ходе лекций рассматриваются особенности работы алгоритмов в условиях современного «железа» (кэши, виртуальная память, массивный параллелизм).
Это базовый курс, который, можно сказать, открывает двери в мир информационных технологий, он должен быть в основной учебной программе института, однако, нашим вузам не хватает преподавателей в этой области.
Пока это факультатив, но от руководства факультета уже поступило предложение ввести его в учебную программу. Это знания, без которых сейчас не обходится ни одна область научной деятельности, и уж тем более они будут полезны будущему разработчику.
Почему факультет аэромеханики и летательной техники МФТИ?
Я сам учился на этом факультете, и поэтому возникло совершенно естественное желание помочь родному факультету. Мне здесь доверяют и с радостью предоставили всё, что было необходимо.
Кроме этого, моделирование движения жидкостей, газов, плазмы, моделирование процессов горения, моделирование прочностных характеристик летательных аппаратов, моделирование динамики переходных процессов управления – всё то, чем занимаются выпускники факультета – сложнейшие вычислительные задачи, так что студентам ФАЛТ эти знания точно не помешают.
Кто посещает ваш спецкурс?
Ко мне приходят студенты со всех шести курсов. Это факультатив, и поэтому на него приходят только те, кому это действительно интересно и нужно, а с такими мотивированными студентами работать легко и приятно.
Пока рано говорить о том, сколько студентов дослушают курс до конца. Но я рассчитываю, что в конце года я увижу тех же студентов, что и в начале года, но студентов уже с другим объемом знаний.
Денис, зачем Вы это делаете?
Мной движет смесь из рациональных профессиональных целей и альтруистических побуждений. Я горд тем, что помогаю факультету, который сам закончил, студентам и IT-сообществу в целом. Конечно, вклад невелик, но это конкретная, пусть и небольшая помощь. Мои усилия помогают решить некоторые наболевшие проблемы высшей школы.
Преподавателей с достойным опытом работы в IT в наших вузах можно по пальцам пересчитать. На ФАЛТе ситуация, к сожалению, не лучше. Туда поступают толковые люди, но далеко не всегда они приобретают в институте достаточный объем знаний в области IT и после окончания института им приходится тратить много времени на то, чтобы «догнать» современные технологии. Не у всех хватает на это сил, времени и желания.
В итоге и наука и IT индустрия теряют много потенциально полезных людей. Самая же важная «профессиональная» цель – я получаю от личную возможность наблюдать за студентами. Часть из них, конечно, найдет себя в науке, в самолетостроении. Но есть люди, которые имеют серьезный потенциал и намерены пойти работать в IT, или вовсе не определились с будущей занятостью. Вполне вероятно, что они могут стать моими коллегами в будущем.
Во что может вылиться такое партнерство?
То, что я делаю сейчас – это пробный шар, пилотный проект. Конечно, я думаю о развитии. С одной стороны, необходимо интегрироваться в учебную про грамму факультета, предложить больше курсов, лабораторных работ, практики, продумать и составить учебные планы.
С другой стороны, усилиями только волонтеров вроде меня это будет сделать трудно. Сейчас я один, а мои возможности, конечно, ограничены – я могу читать один-два курса, но мне будет непросто пройти все необходимые формальности и сертифицировать учебную программу официально, даже при том, что руководство факультета меня поддерживает.
Здесь кроме преподавательской работы требуется много менеджерских усилий. Поэтому нужна какая-то третья заинтересованная сторона, которую, по-видимому, придется искать. Я знаю, что у многих гигантов индустрии, например, у Intel или у nVidia есть большой объем готовых учебных программ для университетов, также они предоставляют вычислительные и другие ресурсы для участников своих учебных программ.
Поэтому, возможно, я попрошу руководство факультета обратиться к ним. Если этим партнером станет «Сбербанк Технологии», то я, конечно же, буду только рад наладить такое взаимодействие. Мне кажется, это было бы крайне выгодно и факультету, и «Сбертеху», и даже Банку, как с точки зрения имиджа, так и с точки зрения подготовки высококвалифицированных кадров и подготовки своих образовательных программ.
В общем, развиваться есть куда, были бы силы, время, средства. Особенно время.