Качественное преобразование технологического блока в Сбербанке

Россия
Обновлено: 2024-12-07

О структуре, ключевых задачах, команде и перспективах развития департамента качества в Сбербанк Технологии рассказывает его руководитель Михаил Громов.

Решение о выделении функции тестирования из производственного блока СБТ и создании отдельного департамента с прямым подчинением генеральному директору было принято в рамках трансформации и перехода к сервисной модели ИТ (S-Model).

Рисованный семинар руководителей

Проведенный в прошлом году аудит ИТ-процессов показал, что контролю качества ПО уделялось недостаточно внимания. Так, по ряду систем до приемо-сдаточных испытаний выявлялось в 1,5 раза меньше ошибок, чем в среднем по рынку, а доля дефектов, пропущенных в промышленную среду, превышала среднерыночный показатель почти в 4 раза. Кроме того, функция тестирования была распределена по производственным подразделениям.

Поэтому, когда встала задача повысить качество ИТ-услуг, было принято решение создать в Сбербанке единый центр, отвечающий за организацию тестирования и контроль качества ПО.

Задачи департамента качества

Основная задача Департамента – повышение качества разрабатываемых и внедряемых решений и, как следствие, повышение удовлетворенности заказчика. В рамках внедрения целевого процесса тестирования стоит задача определить процедуру проведения ИФТ, разработать и автоматизировать сценарии тестирования, согласовать их с представителями центра сопровождения ИТ и Бизнесблоков.

В ходе тестирования мы планируем проводить регулярные демонстрации для заказчика, чтобы Бизнес-блоки понимали полноту и логику проверок, ознакомились с текущей функциональностью систем. Участие бизнеса крайне важно: благодаря обсуждению объемов работ в рамках тестирования и консультациям по выбору оптимальных тест-сценариев, мы получаем более объективные данные о готовности автоматизированных систем (АС) к ПСИ.

Кроме этого, нам очень важно обеспечить единый производственный процесс между ДК и центрами компетенций (ЦК), т.к. последние ориентированы в большей степени на выпуск продукта в запланированные сроки, а мы – на то, чтобы он был качественным. Нужно, чтобы ДК и ЦК не стали разрозненными подразделениями с противоречащими друг другу целями.

Необходима четкая процедура принятия решения о готовности системы к переходу на следующий производственный этап и к внедрению. Мы планомерно приближаемся к этому балансу. Хотел бы здесь отметить, что для достижения наших целей по качеству нам необходимо создать соответствующую инфраструктуру.

Речь идет о создании в ряде случаев стендов «с нуля», а где-то – об оптимизации и сокращении объемов хранимой информации, обезличивании данных, виртуализации и применении облачных технологий.

Компетенции ДК:

  • Управление качеством;
  • Функциональное тестирование (системное, интеграционное, регрессионное);
  • Стенды тестирования;
  • Автоматизация тестирования регресса (для повышения эффективности процессов) и проверка на соответствие требованиям в части информационной безопасности;
  • Нагрузочное тестирование.

Достижения и планы департамента качества

В рамках проекта «Фабрика разработки» мы выстроили процесс системного тестирования и создали стенд межсистемного взаимодействия, куда включили около 30 автоматизированных систем. Данный стенд позволяет еще на стадии до комплексного интеграционного полигона более эффективно выявлять дефекты, связанные с взаимодействием систем.

Сейчас стоит важная задача по выстраиванию полноценного процесса ИФТ, который пилотируется на системах «еКС», «еКП» и «ФСБ». При этом мы ставим себе цель – выявлять свыше 95% дефектов до промышленной эксплуатации, что соответствует мировым практикам по оценке IBM.

В настоящее время мы уже разработали порядка 3000 регрессионных тестов, из них – автоматизировали около 800, за счет чего количество выявляемых дефектов увеличилось примерно в 1,5 раза. На примере АС «ФСБ» можно увидеть, что количество блокирующих и важных дефектов, которые были найдены в промышленной эксплуатации после внедрений, сократилось примерно в 3 раза.

Но нам еще есть к чему стремиться – их доля составляет пока 34%, тогда как в соответствии с лучшими мировыми практиками данное значение не должно превышать 25%. Также мы планируем создать целое направление по нагрузочному тестированию и в ближайшие полтора года разработать комплекс средств регулярного нагрузочного тестирования для 22 критичных систем, входящих в стратегическую программу «Надежность». Это позволит максимально снизить риск возникновения дефектов производительности в промышленной эксплуатации.

Помимо этого, в фокусе нашего внимания – выстраивание региональной политики: необходимо определить, какие системы будут тестироваться и какие компетенции наращиваться в каждом территориальном подразделении. Сегодня наша функция представлена в пяти локациях: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Новосибирск и Ростов-на-Дону.

Вопрос дальнейшего развития наших площадок мы планируем обсудить на ближайшей стратегической сессии с региональными подразделениями Сбербанк Технологии.

Команда департамента качества в Сбербанке

Каждый сотрудник департамента качества – это, прежде всего, уникальный опыт. Мы ценим вклад каждого члена нашей команды в общее дело. И мне, и моим коллегам интересно работать в Сбербанке: здесь есть сложные и масштабные проекты, которые дают возможность для профессионального, карьерного и личностного роста.

В нашем департаменте есть и специалисты, которые уже десятки лет работают в Сбербанке, и те, кто совсем недавно пришел к нам из софтверных компаний и системных интеграторов. В некоторых случаях мы привлекаем сотрудников из отделений и ВСП Сбербанка. Они имеют большой практический опыт работы с автоматизированными системами, глубокое понимание функциональности АС и банковских бизнес-процессов, что имеет огромное значение для компетенции нашей команды.

В первом квартале мы провели в департаменте «пилот» по измерению эффективности наших команд. Методология оценки включала все основные активности тестирования: создание, редактирование и выполнение тестов, регистрацию дефектов. По итогам была выделена команда-победитель, которая за определенный промежуток времени суммарно выполнила больше всего задач.


5.0/1