Сбербанк внедрил новую систему координации работ в IT

Россия
Обновлено: 2024-12-07

О новом подходе к координации информационно-технологических работ территориальных банков рассказал руководитель офиса CIO по блоку «Территориальное развитие» Андрей Щетинин.

руководитель офиса CIO по блоку «Территориальное развитие» Андрей Щетинин

Андрей, новый подход по координации работ IT на уровне территориальных банков – это следствие роста количества проектов? Ведь до 30% централизованных IT-проектов тиражируются в масштабе страны, а значит, эффективная координация IT-работ на уровне тербанков становится особенно актуальной?

Всё верно. За четыре года число одновременно ведущихся проектов выросло со 100 до 300, и этот рост продолжается. Если когда-то в IT-блоке Сбербанка было 30 руководителей IT-проектов, то теперь их несколько сотен.

Представители «старой гвардии» поднялись на ступеньку-две-три выше, и их место заняли более молодые и, увы, часто менее опытные специалисты. А стандартного процесса, сглаживающего недостаток опыта работы в системе и компенсирующего многократное увеличение размерности задач, выработано не было.

В результате с территориальными банками все общаются по-разному, нет стандартных шаблонов, запросы на выполнение проектных работ часто формальные, не содержат конкретики и приходят в последний момент.

Нужна система – все запросы на IT-работы нужно фильтровать, повышать их качество, обобщать на уровне центрального аппарата и предоставлять в территориальные банки Сбербанка на регулярной основе.

А то ведь как бывает: руководитель проекта обращается в тербанк с лаконичным запросом: «Прошу выделить людей на проект, срок вчера, вот Вам план из пяти вех...» В результате коллеги в тербанка не понимают, для чего конкретно нужны их ресурсы, какие специалисты нужны, не понимают общую картину по срокам и задачам. Им очень неудобно получать запросы от разных руководителей в разные моменты, и тем более мимо IT, напрямую от функциональных блоков.

Как следствие, ни у кого нет единой картины по IT-работам территориальных банков, как основы для качественного планирования работ и ресурсов, а конфликт IT-ресурсов на уровне тербанков давно уже стал стандартной причиной переноса сроков по проекту. Часто даже утвержденные на всех наших комитетах планы не выполняются из-за того, что работы не были скоординированы на уровне территориальных банков Сбербанка.

В такой ситуации некомфортно всем, от инженера в Ставрополе до заказчика в Москве. Поэтому и возникло желание дать всем заинтересованным сторонам представление о полном ландшафте IT-работ на уровне территориальных банков.

Необходимость изменений понятна, а в чем их суть?

Первое, что нужно изменить – это предоставлять запросы в территориальные банки «пачками», на регулярной основе и с достаточным описанием содержания работ и требований к специалистам. Существуют не только проекты, но и плановые технические мероприятия, инициируемые блоком сопровождения, а на уровне тербанка к этому пулу работ добавляются локальные проекты, вплоть до срочных поручений председателей. Для эффективного управления IT-ресурсами тербанку необходимо видеть полную картину!

С точки зрения специализации сотрудников, IT-блоки территориальных банков существенно отличаются от центрального аппарата тем, что у них нет выделенных ресурсов на развитие.

У нас «СберТех» создает продукт, а ДСIT его внедряет и сопровождает. В регионах одни и те же люди занимаются и внедрением проектного решения, и его сопровождением. С одной стороны, это хорошо, так как они имеют возможность глубоко вникнуть в суть проекта изначально. Но общий больной вопрос – численность. В IT-блоке каждого тербанка сейчас есть ядро специалистов, мастеров на все руки, которым приходится заниматься всеми ключевыми задачами. Они перегружены. Задача нового подхода – помочь этим людям более эффективно спланировать свою работу.

Второе. Руководитель проектов центрального аппарата или Сбербанк Технологии, которым нужно внедрять проект в территориальном банке, не видит общей картины. Что уже запланировано на конкретный тербанк, на этот месяц или квартал? Каков календарь внедрений? Не получится ли так, что работы по проекту будут выполняться в авральном режиме либо недостаточно опытными сотрудниками, что пойдет в ущерб и срокам, и качеству? Такой единый календарь IT-работ для территориальных банков стал бы большим подспорьем для всех. Сейчас «слона» каждый видит частично, и никто полностью. Кстати, идея создания подобного календаря была подсказана территориальными банками.

Третье. В территориальных банках будут назначены координаторы IT-работ, которые станут «точкой входа» для руководителя проекта центрального аппарата, с полномочиями привлечения IT-ресурсов тербанка к проектным работам и, с другой стороны, с ответственностью перед центральным аппаратом за сроки работ.

Ни для кого не секрет, что пофамильное планирование ресурсов территориального банка толком никогда не работало. Причины понятны: руководителю проекта центрального аппарата нужны прежде всего выполненные в срок работы. Да и невозможно из Москвы реально управлять работами в Хабаровске. А дальше должен сыграть известный лозунг производителей ERP-систем: «Каждый получает от системы больше, чем вносит в нее сам».

Уверены в поддержке со стороны территориальных банков?

Обязательно хочу отметить, что «игроки нашей команды» в регионах по своей квалификации и профессионализму ни в чем не уступают, а в плане дисциплины и исполнительности часто превосходят центральный аппарат. Идеальный сотрудник IT-блока сочетал бы в себе столичные креативность и напор и тербанковские спокойствие и дисциплину.

Я много общаюсь с территориальными банками, и основные ключевые идеи начали оформляться примерно полгода назад. О необходимости единого календаря работ я услышал в УВиСАС Среднерусского Сбербанка. Выделить в тербанках ответственных координаторов IT-работ предложил Ян Хуторянский, директор УВиСАС Западно-Сибирского Банка. В кулуарах декабрьской IT-коллегии в Нижнем Новгороде я обсудил основные мысли по этому поводу с представителями ряда тербанков, и, получив поддержку, понял, что нахожусь на правильном пути.

Как скоро нам ждать изменений?

IT-коллегия, прошедшая в Москве 18-19 апреля, приняла решение одобрить предложенный подход и провести его «пилотное» внедрение в течение трех месяцев. За этот период мы должны отработать технологию ежемесячной календаризации и выстроить институт координаторов IT-работ в территориальных банках. Сейчас готовится соответствующее распоряжение.

По итогам «пилота» будут изменены нормативные документы IT-блока. Реализацией проекта займется наш офис CIO и специалисты управления по территориальному развитию Сбербанк Технологии. Мы будем защищать интересы территориальных банков перед руководителями проектов Сбербанк Технологии, а руководителям проектов будем помогать сформировать корректные запросы на IT-работы и выстроить эффективные коммуникации с территориями.

Следует сказать, что на этапе реализации проектов, после утверждения планов, руководители проектов будут взаимодействовать напрямую с территориальными банками, наша функция – повышать качество этих планов.

В выигрыше останутся все. Территориальные банки получат регулярный канал поставки планов центрального аппарата. Руководители проектов центрального аппарата поймут общий ландшафт IT-работ в территориальных банках Сбербанка и получат возможность спланировать свой проект так, чтобы поменьше ходить на КПТ с переносом сроков и больше заниматься проектом по существу. Заказчики получат реалистичные планы.


5.0/4