О новом подходе к координации информационно-технологических работ территориальных банков рассказал руководитель офиса CIO по блоку «Территориальное развитие» Андрей Щетинин.
Андрей, новый подход по координации работ IT на уровне территориальных банков – это следствие роста количества проектов? Ведь до 30% централизованных IT-проектов тиражируются в масштабе страны, а значит, эффективная координация IT-работ на уровне тербанков становится особенно актуальной?
Всё верно. За четыре года число одновременно ведущихся проектов выросло со 100 до 300, и этот рост продолжается. Если когда-то в IT-блоке Сбербанка было 30 руководителей IT-проектов, то теперь их несколько сотен.
Представители «старой гвардии» поднялись на ступеньку-две-три выше, и их место заняли более молодые и, увы, часто менее опытные специалисты. А стандартного процесса, сглаживающего недостаток опыта работы в системе и компенсирующего многократное увеличение размерности задач, выработано не было.
В результате с территориальными банками все общаются по-разному, нет стандартных шаблонов, запросы на выполнение проектных работ часто формальные, не содержат конкретики и приходят в последний момент.
Нужна система – все запросы на IT-работы нужно фильтровать, повышать их качество, обобщать на уровне центрального аппарата и предоставлять в территориальные банки Сбербанка на регулярной основе.
А то ведь как бывает: руководитель проекта обращается в тербанк с лаконичным запросом: «Прошу выделить людей на проект, срок вчера, вот Вам план из пяти вех...» В результате коллеги в тербанка не понимают, для чего конкретно нужны их ресурсы, какие специалисты нужны, не понимают общую картину по срокам и задачам. Им очень неудобно получать запросы от разных руководителей в разные моменты, и тем более мимо IT, напрямую от функциональных блоков.
Как следствие, ни у кого нет единой картины по IT-работам территориальных банков, как основы для качественного планирования работ и ресурсов, а конфликт IT-ресурсов на уровне тербанков давно уже стал стандартной причиной переноса сроков по проекту. Часто даже утвержденные на всех наших комитетах планы не выполняются из-за того, что работы не были скоординированы на уровне территориальных банков Сбербанка.
В такой ситуации некомфортно всем, от инженера в Ставрополе до заказчика в Москве. Поэтому и возникло желание дать всем заинтересованным сторонам представление о полном ландшафте IT-работ на уровне территориальных банков.
Необходимость изменений понятна, а в чем их суть?
Первое, что нужно изменить – это предоставлять запросы в территориальные банки «пачками», на регулярной основе и с достаточным описанием содержания работ и требований к специалистам. Существуют не только проекты, но и плановые технические мероприятия, инициируемые блоком сопровождения, а на уровне тербанка к этому пулу работ добавляются локальные проекты, вплоть до срочных поручений председателей. Для эффективного управления IT-ресурсами тербанку необходимо видеть полную картину!
С точки зрения специализации сотрудников, IT-блоки территориальных банков существенно отличаются от центрального аппарата тем, что у них нет выделенных ресурсов на развитие.
У нас «СберТех» создает продукт, а ДСIT его внедряет и сопровождает. В регионах одни и те же люди занимаются и внедрением проектного решения, и его сопровождением. С одной стороны, это хорошо, так как они имеют возможность глубоко вникнуть в суть проекта изначально. Но общий больной вопрос – численность. В IT-блоке каждого тербанка сейчас есть ядро специалистов, мастеров на все руки, которым приходится заниматься всеми ключевыми задачами. Они перегружены. Задача нового подхода – помочь этим людям более эффективно спланировать свою работу.
Второе. Руководитель проектов центрального аппарата или Сбербанк Технологии, которым нужно внедрять проект в территориальном банке, не видит общей картины. Что уже запланировано на конкретный тербанк, на этот месяц или квартал? Каков календарь внедрений? Не получится ли так, что работы по проекту будут выполняться в авральном режиме либо недостаточно опытными сотрудниками, что пойдет в ущерб и срокам, и качеству? Такой единый календарь IT-работ для территориальных банков стал бы большим подспорьем для всех. Сейчас «слона» каждый видит частично, и никто полностью. Кстати, идея создания подобного календаря была подсказана территориальными банками.
Третье. В территориальных банках будут назначены координаторы IT-работ, которые станут «точкой входа» для руководителя проекта центрального аппарата, с полномочиями привлечения IT-ресурсов тербанка к проектным работам и, с другой стороны, с ответственностью перед центральным аппаратом за сроки работ.
Ни для кого не секрет, что пофамильное планирование ресурсов территориального банка толком никогда не работало. Причины понятны: руководителю проекта центрального аппарата нужны прежде всего выполненные в срок работы. Да и невозможно из Москвы реально управлять работами в Хабаровске. А дальше должен сыграть известный лозунг производителей ERP-систем: «Каждый получает от системы больше, чем вносит в нее сам».
Уверены в поддержке со стороны территориальных банков?
Обязательно хочу отметить, что «игроки нашей команды» в регионах по своей квалификации и профессионализму ни в чем не уступают, а в плане дисциплины и исполнительности часто превосходят центральный аппарат. Идеальный сотрудник IT-блока сочетал бы в себе столичные креативность и напор и тербанковские спокойствие и дисциплину.
Я много общаюсь с территориальными банками, и основные ключевые идеи начали оформляться примерно полгода назад. О необходимости единого календаря работ я услышал в УВиСАС Среднерусского Сбербанка. Выделить в тербанках ответственных координаторов IT-работ предложил Ян Хуторянский, директор УВиСАС Западно-Сибирского Банка. В кулуарах декабрьской IT-коллегии в Нижнем Новгороде я обсудил основные мысли по этому поводу с представителями ряда тербанков, и, получив поддержку, понял, что нахожусь на правильном пути.
Как скоро нам ждать изменений?
IT-коллегия, прошедшая в Москве 18-19 апреля, приняла решение одобрить предложенный подход и провести его «пилотное» внедрение в течение трех месяцев. За этот период мы должны отработать технологию ежемесячной календаризации и выстроить институт координаторов IT-работ в территориальных банках. Сейчас готовится соответствующее распоряжение.
По итогам «пилота» будут изменены нормативные документы IT-блока. Реализацией проекта займется наш офис CIO и специалисты управления по территориальному развитию Сбербанк Технологии. Мы будем защищать интересы территориальных банков перед руководителями проектов Сбербанк Технологии, а руководителям проектов будем помогать сформировать корректные запросы на IT-работы и выстроить эффективные коммуникации с территориями.
Следует сказать, что на этапе реализации проектов, после утверждения планов, руководители проектов будут взаимодействовать напрямую с территориальными банками, наша функция – повышать качество этих планов.
В выигрыше останутся все. Территориальные банки получат регулярный канал поставки планов центрального аппарата. Руководители проектов центрального аппарата поймут общий ландшафт IT-работ в территориальных банках Сбербанка и получат возможность спланировать свой проект так, чтобы поменьше ходить на КПТ с переносом сроков и больше заниматься проектом по существу. Заказчики получат реалистичные планы.