Стоп-листы – важный элемент минимизации операционных и репутационных рисков Сбербанка. Данные в ФП «СТОП-ЛИСТ» АС ВИК (ВИК – ведение информации о клиенте) формируются на основании информации из государственных органов.
Данная подсистема предназначена для учета:
- недействительных документов, удостоверяющих личность физических лиц;
- юридических лиц, ИП, операции по счетам которых приостановлены;
- юридических и физических лиц, ИП, причастных к экстремистской деятельности.
АБС Сбербанка, непосредственно поддерживающие работу с клиентами, выполняют проверку наличия клиента в стоп-листе для принятия решения о проведении или отказе в проведении операции.
Существующий процесс тиражирования из ЦА в территориальные банки Сбербанка файлов стоп-листов из ФП «СТОП-ЛИСТ» АС ВИК был далек от совершенства.
Он выглядел так:
- Сотрудники Управления сопровождения платформы «АБС Салют» отправляли по Outlook файлы стоп-листов на электронный адрес дежурного администратора ФЭДО УСПКС (Отдел Финансового электронного документооборота Управления сопровождения прикладных коммуникационных систем);
- Дежурный администратор ФЭДО размещал файлы стоп-листов на электронную доску объявлений системы передачи и обработки данных «ТЕКОС-СБ»;
- Ответственные специалисты территориального банка Сбербанка скачивали файлы с электронной доски объявлений и копировали в целевые папки для загрузки в использующие их АБС.
Файлы выгрузки ФП «Стоп-Лист» АС ВИК, предназначенные для АБС-потребителей формируются 2 раза в день. Чтобы не провести операции с повышенным риском очень важно своевременно загружать стоп-листы в автоматизированные системы.
Вот с этим как раз и возникала проблема – часто данные файлы загружались в АБС не своевременно или не загружались вовсе из-за ошибок копирования. Стоит отметить, что и времени на скачивание и перекладывание у сотрудников уходило довольно много – порядка 2 часов.
Как решили проблему загрузки стоп-листов
Чтобы повысить своевременность загрузки стоп-листов и сократить трудозатраты участников процесса была создана инициативная группа. В нее вошли представители ФЭДО УСПКС, Управления экономической безопасности и Управления сопровождения платформы «АБС Салют».
Группой была разработана новая схема, позволяющая полностью автоматизировать процесс и устранить человеческий фактор. Теперь данный процесс состоит из двух шагов, выполняемых автоматически:
- Файлы стоп-листов автоматически выгружаются на сетевой ресурс;
- СПОД «ТЕКОС-СБ» автоматически забирает файлы с сетевого ресурса ЦА и доставляет их до целевых папок АБС-потребителей.
Что в итоге
Данная схема позволила исключить случаи непреднамеренного нарушения сроков загрузки СТОП-листов. Прогнозный экономический эффект от сокращения трудозатрат участников процесса – 6885 чел/час в год. Кроме того, существенно сократились операционные риски Сбербанка.