В апреле 2014 г. в рамках кластера «ВИК-СТОП-лист» стратегической программы «Надежность 99.99» специалистами ЦСIT и ЦК «Биллинг и процессинг» Департамента развития фронтальных систем и электронных каналов обслуживания Сбербанк Технологии было реализовано решение по разделению автоматизированной системы «ВИК» на две отдельные системы – «СТОП-ЛИСТ» и «ВИК-Договоры».
Источник фото: Lori Greig / CC BY-NC-ND
В августе был дополнительно проведен комплекс мероприятий по устранению узких мест в целевой архитектуре кластера «ВИК-СТОП-лист». В результате значительно вырос уровень надежности и доступности обеих систем, был обеспечен запас производительности для уверенного роста показателей бизнеса.
Предпосылки разделения системы
Система «ВИК» просуществовала в неизменном виде около 10 лет. Изначально планировалось, что эта система будет работать с небольшим количеством клиентов (юридическими лицами, физическими лицами и ИП).
К 2010 году из-за значительного увеличения числа клиентов, имеющийся комплекс технических средств перестал выдерживать нагрузку. Тогда же от бизнес-владельцев системы поступили требования реализации онлайн запросов к АС «СТОП-лист».
Крупные внешние системы, такие как ЕРИБ, Кредитная фабрика, Филиал Сбербанк, Инфобанк, не устраивало, что выгрузки информации проводились лишь 2-3 раза в день. Им постоянно была нужна самая актуальная информация для оперативного обслуживания клиентов, а также для исполнения Федеральных законов (ФЗ), требующих полную информацию о клиенте.
Требовалось также обеспечить обработку онлайн запросов к системе «ВИК-Договоры» из внешних систем (ФП ЗП АС Юпитер, ФП Выплаты АС Юпитер, CRM Розничный) для ускорения загрузки и получения информации по зарплатным, вкладным и карточным договорам.
Слагаемые успеха:
- Четкое планирование сроков и трудозатрат
- Выверенные архитектурные решения
- Налаженное взаимодействие с отделом розничных бэкофисных систем Управления сопровождения платформы «Салют»
- Максимальное использование возможностей оборудования (серверов приложений, баз данных)
- Применение инновационных технологий обработки и хранения информации
- Хорошо подобранная команда разработчиков проекта
Реализация проекта разделения систем
В октябре 2013 года было проведено нагрузочное тестирование, которое показало, что необходимо провести разделение систем «СТОП-лист» и «ВИК-Договоры» с одновременной модернизацией комплекса технических средств.
После проведения подготовительных работ 15 апреля 2014 года разделение было осуществлено. Было реализовано разделение единой базы данных на две – АС «СТОП-лист» и «ВИК-Договоры». Для линейного масштабирования нагрузки были созданы кластеры серверов приложений WebSphere Application Server 8.5.5 для каждой системы на отдельных КТС.
Итоги разделения «СТОП-ЛИСТ» и «ВИК-Договоры»:
- Обеспечена возможность онлайн-запросов к системе «СТОП-лист» из внешних систем. Сейчас система может обрабатывать 12 млн. запросов в сутки.
- Система «ВИК-Договоры» может обслуживать 153 тыс. зарплатных договоров.
«СТОП-лист» – централизованная автоматизированная система уровня mission-critical, которая осуществляет сбор и хранение массивов негативной информации по всем клиентам Сбербанка.
«ВИК-Договоры» – централизованная автоматизированная система уровня businesscritical, которая предназначена для хранения и обслуживания всех вкладных и карточных зарплатных, а также социальных договоров юридических лиц и ПБОЮЛ.
Перспективы
К концу 2014 года ППО обеих систем будет переведено на СУБД Oracle. В 2015 году будет обеспечена доступность 24х7 для «СТОПлист» и «ВИК-Договоры».
Надежность систем составит 99,99 за счет внедрения распределенного кэша памяти. Это решение позволяет внешним системам быстрее получать информацию о клиентах за счет хранения ее в оперативной памяти серверов приложений, а также позволяет каждой системе в случае возникновения нештатной ситуации функционировать в режиме ограниченной доступности без остановки сервисов. Мероприятия включают проверку и подтверждение решения нагрузочным тестированием.