В рамках реорганизации Сбербанк Технологии, прошедшей в апреле, был создан Департамент автоматизации бизнес-процессов. О центрах компетенции, входящих в Департамент, системах, ключевых направлениях развития и стратегических задачах рассказал руководитель Департамента Дов Ривкин.
Чем занимается ваш департамент? Какие системы находятся в вашем ведении?
Мой департамент состоит из двух центров компетенции. Один из них, ЦК Развития процессов сопровождения клиентских операций (ЦК РСПКО) под руководством Александра Беленького, занимается развитием, сопровождением и поддержкой систем по управлению бизнес-процессами (BPM – Business Process Management) на платформе Pega PRPC и систем по управлению корпоративным информационным контентом (ECM – Enterprise Content Management) на платформе IBM FileNet.
Другой Центр – Развития процессов внутрихозяйственной деятельности (ЦК РПВД) под руководством Дениса Юдакова занимается развитием, сопровождением и поддержкой систем по управлению хозяйственной деятельностью (ERP) на платформе SAP. Кроме этого, мы до сих пор поддерживаем старые системы по управлению персоналом, которые в будущем будут заменены решениями SAP.
Какие инновационные направления в банковских ИТ, по вашему мнению, станут неотъемлемой частью бизнеса в будущем?
Я едва ли скажу больше, чем говорят все аналитики и эксперты в данной области. Отмечу две большие темы. Во-первых, это аналитика, в частности на основе технологий Big Data. Сегодня это один из самых быстрорастущих рынков в мире, и ежегодно объемы хранимой информации вырастают на 40%. Основные задачи, для которых банки используют технологии анализа больших данных, – это оперативное получение отчетности, скоринг, противодействие сомнительным операциям, мошенничеству и действиям злоумышленников (fraud), а также персонализация продуктов.
Реализация последней задачи даст Сбербанку решающее конкурентное преимущество и позволит предложить клиенту продукт, основываясь на анализе его предпочтений, поведения в социальных сетях, покупок в интернете, и т.д. Уже сейчас компании и банки занимаются сегментированием и таргетированием клиентов традиционными методами BI, но Big Data позволит расширить анализируемые источники данных, а также значительно ускорить процесс и удешевить его. Насколько я знаю, в Сбербанк Технологии уже совсем скоро должен появиться новый ЦК Big Data, который и будет этим заниматься.
Во-вторых, это мультиканальность и её эволюция – омниканальность. Эта философия, уже довольно развитая в ритейле, приходит и в банки. Ее идея – обеспечить не только доступ к клиенту через различные каналы (отделение, банкомат, интернет-банк, мобильный банк, и т.д.), но и интеграцию между этими каналами, а также консистентный пользовательский интерфейс и реализацию бизнес-процессов во всех каналах.
Для Сбербанка это будет означать полный и интегрированный взгляд на клиента, а это мечта любого банка! До сих пор ни один из банков, насколько мне известно, не пришел к полной омниканальности. Это долгий и дорогой путь, в том числе и потому, что требует изменения почти во всех основных системах банка. Но мы будем вести работу в этом направлении.
Каковы приоритетные задачи стоят перед вашими Департаментом до конца года? На более далекую перспективу?
В каждом ЦК – свои задачи. В ЦК РПВД основной приоритет в этом году – завершить тираж системы SAP HR во всех территориальных банка Сбербанка России. Это очень амбициозная задача, которую нам поставил в этом году Герман Оскарович.
Кроме этого, нужно завершить 2-ую волну тиража системы SAP УВХД (Управление внутрихозяйственной деятельностью) еще в 8-ми тербанках (в прошлом году мы завершили внедрение в ЦА и 2 ТБ).
Также мы должны в этом году внедрить основную функциональность системы SAP АСУН (управление недвижимостью). В ЦК РПСКО основная задача этого года – завершить знаковый проект Ла-Манш для Оперблока, а также запустить в опытную эксплуатацию Кредитный Конвейер Малого Бизнеса и Электронное Кредитное Досье для Корпоративного Блока.
Еще одна приоритетная задача, стоящая на личном контроле у В.В.Кулика, – начать работы по проекту «Новый Кредитный Процесс» для Корпоративного Блока и Блока «Риски». Этот проект, вероятно, станет для нас одним из самых важных и в следующем году, наряду с проектами Оперблока. На более далекую перспективу, в ЦК РПВД основная задача – это завершение тиражирования и стабилизация систем HR и УВХД, которым нет аналогов по количеству пользователей в России (и не так много в мире), внедрение и тираж АСУН, а также внедрение еще не открывшегося проекта SAP SRM по управлению поставщиками.
По мере тиражирования также необходимо выстроить совместно с УВиСАС эффективную систему поддержки пользователей, находящихся во всех часовых поясах России. Представьте себе, что пользователями SAP HR будут все сотрудники Сбербанка России, а это 250 тыс. человек!
В ЦК РСПКО наша долгосрочная задача – продолжить автоматизацию бизнес-процессов Оперблока (Ла-Манш – это всего 15 процессов, а всего в ОБ их более 100), а также помочь руководству ОБ выстроить систему измерения и мониторинга эффективности деятельности сотрудников и выполняемых ими процессов.
Кроме этого, есть большая задача по автоматизации Нового Кредитного Процесса в Группе Компаний Сбербанка, планы по автоматизации бизнес-процессов в дочках (например, принято решение автоматизировать основную деятельность Сбербанк Лизинг на платформе Pega) и т.д. Не стоит забывать и о ECM, где наш ЦК совместно с УРАИТ разрабатывает стратегию развития ECM платформы для Банка, и это направление будет развиваться по мере перехода на целевую платформу и миграции контента из нецелевых АС.
Кроме проектной деятельности, мы продолжаем работать над повышением эффективности работы обоих ЦК (в том числе и в рамках программы по трансформации ИТ и построению сквозного производственного процесса) с целью выполнения данного нам поручения по повышению эффективности Сбербанк Технологии.
Мы также внимательно смотрим на новые продукты и инновационные решения наших вендоров (SAP и Pega) на предмет их возможного использования или пилотирования для наших клиентов. Например, первую фазу проекта Рыночные Риски для Блока Риски мы разработали на последней версии продукта Pega (версия 7.0), которая только вышла в декабре 2013 года.
В условиях постоянно растущего спроса на услуги наших Центров компетенций (по предварительным оценкам, потребность в ресурсах обоих ЦК для обеспечения нового портфеля проектов почти вдвое превышает доступную трудомощность), одна из важнейших задач департамента – обеспечить качественный подбор и быстрое обучение ресурсов в условиях острой конкуренции за таланты.
Как мы это делаем, расскажу ниже. Важно отметить еще одно стратегическое направление для всех нас – это расширение нашего присутствия в регионах и повышение уровня зрелости региональных команд. Для нас стратегическими регионами являются Рязань, Питер, Новосибирск и Минск. Ребята там успешно справляются с поставленными им задачами, проявляют активность и инициативу, и мы обязательно будем там расти.
И последнее в списке стратегических задач – это работа с партнерами и выстраивание экосистемы сотрудничества в рамках сорсинговой стратегии Сбербанк Технологии. Даже в условиях быстрого роста наших ЦК мы постоянно привлекаем наших партнеров к проектной работе. Выстраивание единой методологии и технологического контроля качества работы подрядчиков – залог успешной реализации проектов в рамках разработанной совместно с УРАИТ архитектуры приложений.
В прошлом году мы провели квалификационный отбор подрядчиков по BPM и ECM, а в этом году – по SAP, и надеемся, что это позволит нам быстрее заключать с ними договора и эффективнее взаимодействовать.
Как формировалась команда Департамента? Сколько человек сейчас работает в ваших ЦК?
Костяк команды, включая руководителей ЦК, сформировался в прошлом году, и в этом смысле мне очень повезло, так как мне очень мало пришлось перестраивать. В рамках перехода на новое штатное расписание Сбербанк Технологии в апреле этого года мы оптимизировали оргструктуру наших ЦК. Надеемся, что это позволит нам эффективнее взаимодействовать как с нашими заказчиками в Сбербанке, так и внутри себя.
Сейчас у нас 143 штатных единицы (включая вакансии) в ЦК РПВД и 136 – в ЦК РСПКО, и для обеспечения ресурсной потребности нового портфеля нам предстоит вырасти как минимум на 50%. Это очень непростая задача, но я надеюсь, что мы сможем ее решить.
Сбербанк сегодня – это один из немногих банков в стране, который продолжает интенсивно инвестировать в ИТ, и Сбербанк Технологии выполняет уникальные на ИТ-рынке проекты на платформах SAP и Pega PRPC.
Кроме того, у нас отличные команды, и я уверен, что новым сотрудникам будет и интересно, и комфортно у нас работать.
Каковы планы по обучению студентов? Насколько активно планируете привлекать их?
Планы есть, и очень большие. Совместно с нашим Управлением по Работе с Персоналом мы уже запустили собственную школу BPM, где наши разработчики по вечерам и выходным обучают заранее отобранных студентов – выпускников лучших московских ВУЗов.
Несколько недель назад мы закончили вторую школу, и она была очень успешной в плане уровня подготовки отобранных студентов. Правда, для того, чтобы отобрать 15 студентов, мы совместно с УРП провели собеседование с более чем 100 кандидатами.
В конце курса прошел экзамен, и 80% из окончивших школу получили более 70 баллов из 100. Шестерым из них мы уже готовим оффер. Кроме того, в рамках учебной программы на кафедре Сбербанк Технологии в МФТИ мы планируем читать курс по Управлению бизнес-процессами, и это тоже потенциальный источник «свежей крови» в наш департамент. Также есть мысли по поводу школы SAP.
С какими подразделениями больше всего взаимодействуете в работе?
Основными «клиентами» ЦК РПВД до сих пор были Департаменты Финансов и Кадровой Политики. В этом году мы начинаем работать с Центром материально-Технического Обеспечения по проекту SRM и более активно работаем с Департаментом недвижимости по проекту АСУН. ЦК РСПКО традиционно много работает с Операционным Блоком, но сейчас Блок «Риски» может отобрать у него эту пальмовую ветвь.
Кроме этого, у нас есть проекты и с Розницей, и с Корпоративным Блоком.
Каким вы видите ваш департамент через 3-5 лет?
Я думаю, мы сильно вырастем, появятся новые направления, возможно, новые Центры Компетенции, мы начнем заниматься облачными приложениями и развивать мобильные интерфейсы. Но об этом – в следующий раз.