Одной из задач при внедрении новой функциональности на устройствах самообслуживания Сбербанка является загрузка сценариев работы посредством штатных механизмов центральной фронтальной системы.
До оптимизации загрузка сценариев на всю сеть устройств самообслуживания представляла собой многошаговый процесс, длившийся более 1 месяца и сопровождавшийся инцидентами.
Штатный механизм имел 3 главных недостатка:
- Коэффициент доступности устройств снижался на 5-7%. В случае сбоя в канале связи во время загрузки процедура завершалась неуспешно, что приводило к неработоспособности до момента вмешательства служб мониторинга / технической поддержки.
- Процедура загрузки выполнялась до 5 минут для каждого устройства самообслуживания (одновременно не более 10 устройств). Это существенно влияло на скорость внедрения нового функционала и не позволяло гибко учитывать временные зоны. Также в этот период устройства были недоступны для клиентов Сбербанка.
- Эффективность загрузки не превышала 70-80%. Устройства с активными клиентскими сессиями были недоступны для загрузки сценариев штатным механизмом.
Что сделано для оптимизации загрузки сценариев
Командой сопровождения устройств самообслуживания Отдела централизованной поддержки и POS МЦТП (Алексей Кудияров, Михаил Черников, Андрей Посемейнов, Андрей Макеев) была проанализирована штатная технология, и выработаны предложения по ее оптимизации.
Наиболее перспективной была определена инициатива по использованию централизованной автоматизированной системы удаленного контроля устройств самообслуживания (УКУС/SCCM) в качестве средства доставки новых сценариев.
В процессе использования новой технологии операторы УКУС/SCCM:
- Формируют пакеты, содержащие файлы сценариев, загружаемых на устройстов самообслуживнаия.
- Формируют группы (коллекции) устройств территориального банка в разрезе сценариев.
- Назначают задания по доставке и установке пакетов со сценариями на соответствующие группы устройств в требуемое локальное для территориального банка время.
Оптимизированная технология загрузки сценариев успешно внедрена и используется с мая 2014 года при массовых внедрениях новой функциональности на устройств самообслуживания Сбербанка (СИРИУС, Автодокат и пр).
Реализация идеи стала возможной благодаря совместным усилиям команды ИТ-специалистов МЦТП, ТБ и ЦСИТ. Работа в сплоченной команде позволила воплотить идею в эффективную технологию.
Что дала оптимизация загрузки сценариев
Использование новой технологии при загрузке сценариев на устройства самообслуживания позволяет:
- обеспечить существенный рост эффективности обновлений – до 98%;
- не снижать уровень доступности сети устройств в результате загрузки;
- сократить время загрузки сценария (распаковка файлов сценария выполняется в случае отсутствия клиентской сессии и продолжается не более 1 минуты);
- сократить период внедрения новой функциональности до 15 рабочих дней на 95% устройствах Сбербанка России, а в перспективе – до 1 рабочего дня!
В среднем массовая смена сценариев и, как следствие, их загрузка выполняется 2-3 раза в год для каждого устройства. При общем количестве – 90 000 – экономический эффект за счет исключения потерь Сбербанка на восстановление работоспособности устройств оценивается в 5 млн. рублей.