Сбербанк завершил линейное масштабирование системы SmartVista

Россия
Обновлено: 2024-12-07

В июне 2014 года в рамках стратегической Программы «Надежность критичных систем Сбербанка (99.99)» было успешно проведено линейное масштабирование автоматизированной системы SmartVista.

О реализации проекта рассказал Вячеслав Кудряшов, старший руководитель проектов, УПМ

Предыстория SmartVista в Сбербанке

Развитие системы SmartVista в Сбербанке было связано с двумя большими проблемами. Во-первых, рост числа банкоматов, POS-терминалов и количества выпускаемых карт привели к колоссальному увеличению объема одновременно выполняемых транзакций, и производительность SmartVista была на пределе.

Динамика роста числа транзакций в АС SmartVista в Сбербанке

Во-вторых, существовала проблема технологических перерывов – любое внедрение (плановое или для устранения какой-то ошибки) останавливало сразу все сервисы. Прекращалась работа и карт, и банкоматов.

Система SmartVista – единая технологическая платформа для процессинга банковских карт, обработки электронных платежей и поддержки операций розничного бизнеса с использованием карт. Платформа предоставляет уникальные возможности в области управления рисками, предотвращения мошеннических операций, поддержки комплексных схем лояльности и кобрендинговых программ, интеграции различных каналов доставки услуг и реализации систем самообслуживания.

Решение – линейное масштабирование

Было принято решение провести линейное масштабирование системы.

Оно включило 2 этапа:

  1. Горизонтальное масштабирование системы для банкоматов (устройств самообслуживания) – деление по территориальному признаку (когда часть регионов обслуживается одним узлом, часть – вторым, часть – третьим).
  2. Деление по функциональному назначению – на отдельные узлы вынесено взаимодействие с платежными сетями, внешними системами, взаимодействие с POS-терминалами и банкоматами.

Проект начали реализовывать еще в ноябре 2012 года: именно тогда началось переключение устройств самообслуживания на отдельные узлы. Разделение велось по территориальному признаку и проходило постепенно.

В 2013 году в системе было уже 3 узла, основная миграция была завершена. Следующим шагом было увеличение номера подключаемых устройств для магазинов и торговых сетей до 8 знаков. Эта процедура была связана с тем, что все уникальные семизначные номера закончились, и рост бизнеса оказался под угрозой. Введение восьмизначных номеров решило эту проблему.

Завершающим этапом линейного масштабирования стал перенос в июне 2014 года обработки по взаимодействию с платежными системами на отдельный узел – SmartVista DataMart. Сейчас в системе функционирует пять узлов. Четыре используются для устройств самообслуживания и POS-терминалов.

Пятый – SmartVista DataMart: в него со всех остальных узлов передается информация по всем проведенным операциям. По сути дела, это агрегатор, предоставляющий информацию по всем узлам запрашивающей внешней системе.

Результаты масштабирования SmartVista

Сегодня каждый узел обеспечивает работу около 70 000 устройств самообслуживания Сбербанка либо 700 000 POS-терминалов с производительностью до 550 транзакций в секунду, увеличивая производительность системы на 40% и обеспечивая работоспособность системы даже в период максимальных нагрузок (например, перед новогодними праздниками). А технические возможности системы позволяют подключать к каждому узлу при необходимости до 140 000 банкоматов.


5.0/2