Бюджетные платежи стали проще благодаря интеграции Сбербанка и Казначейства

Россия
Обновлено: 2024-12-07

Для организации взаимодействия Сбербанка с информационной системой ГИС МП потребовалось организовать канал подключения к Системе межведомственного электронного взаимодействия.

Был разработан шлюз интеграции автоматизированной системы Сбербанка с системой ГИС ГМП, обеспечен перевод процессов приёма платежей в удаленных каналах обслуживания на биллинговую онлайн-технологию приема платежей в адрес ФНС и ГИБДД.

Денис Ратченко

Расскажите, какие функционалы были созданы в рамках проекта?

Работы по интеграции Сбербанка и Федерального казначейства были начаты еще летом 2011 года в рамках пилотирования системы ГИС ГМП, которая на время пилота называлась Система учета начислений и фактов оплат (УНИФО). В то время работы со стороны УРЗИТ Сбербанка по пилотному проекту курировал Александр Шибаев, со стороны бизнес-подразделения – Алексей Макаев, экспертное сопровождение оказывал Денис Ратченко.

За время пилотного проекта была проделана огромная работа, – как со стороны Сбербанка, так и со стороны Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы. Участникам проекта удалось договориться о форматах обмена информацией, о начислениях и фактах платежей в адрес ФНС, были подписаны соглашения о присоединении Сбербанка к системе УНИФО Федерального казначейства.

Была выполнена закупка, монтаж и настройка криптооборудования по подключению банка к СМЭВ, выпущены тестовые и промышленные сертификаты для формирования и проверки электронных цифровых подписей сообщений Сбербанка, в реестре информационных систем Федерального казначейства была зарегистрирована автоматизированная система Сбербанка с участием внешнего подрядчика компанией IT-Сфера.

Также был разработан шлюз подключения банка к системе УНИФО и доработаны внутренние АС Сбербанка для перехода на онлайн-взаимодействие с системой УНИФО.

Основным результатом пилотирования системы УНИФО в Сбербанке стал успешный запуск в феврале 2012 года в промышленную эксплуатацию приема платежей ФНС через систему УНИФО Федерального казначейства. Благодаря этому были уменьшены ошибки по заполнению реквизитов платежных документов и обеспечена своевременная оплата имеющихся у клиентов банка задолженностей ФНС посредством доступа к базе начислений в онлайн-режиме и исключению необходимости ожидания загрузки начислений в базу задолженностей Сбербанка.

Дальнейшее развитие функционала взаимодействия Сбербанка с системой УНИФО было направлено на реализацию взаимодействия по начислениям ГИБДД – штрафам об административных правонарушениях, передаваемым в УНИФО. Была поставлена задача реализовать через систему УНИФО поиск штрафов ГИБДД по номеру и дате постановления, по номеру водительского удостоверения, по номеру свидетельства о регистрации транспортного средства, по серии и номеру паспорта пешехода.

Основную роль в разработке функциональности сыграла команда минских разработчиков. Курировали работы со стороны «Сбербанк Технологии» Сергей Гейт и Светлана Сонина, со стороны бизнес-подразделения Алексей Макаев, экспертное сопровождение оказывал я, Денис Ратченко. За период работы по реализации интеграции банка с системой УНИФО по начислениям ГИБДД была проделана огромная работа, как со стороны Сбербанка, так и со стороны Федерального казначейства и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Участникам проекта удалось организовать новую технологическую цепочку централизованного обмена реестрами платежей на базе системы ЭДО «Текос». Были разработаны и согласованы форматы обмена информацией о фактах платежей и реестрах платежей, выполнен переход на взаимодействие с УНИФО по новым форматам Федерального казначейства версии 1.15, доработаны внутренние автоматизированные система Сбербанка для поддержки нового функционала по штрафам ГИБДД.

Также параллельно велась работа по расширению существующей функциональности приема платежей ФНС. Была проделана работа по организации поиска задолженности физических лиц по ИНН налогоплательщика через систему УНИФО Федерального казначейства. В результате новые услуги, начиная с 9 апреля 2013 года, стали доступны в Едином розничном интернет банке (ЕРИБ).

С 15 апреля на трех тысячах устройств самообслуживания Московского Сбербанка работают:

  • поиск и оплата штрафов ГИБДД по номеру водительского удостоверения и номеру свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • поиск оплаты налоговых задолженностей по ИНН.

Услуга доступна для всех частных клиентов Сбербанка, зарегистрированных в ЕРИБ (на конец 2012 года – 9 млн. зарегистрированных клиентов, из них активных клиентов – 5,8 млн.), а на устройствах самообслуживания реализована возможность оплаты наличными и по банковской карте Сбербанка.

Расскажите о своей команде. Как вы взаимодействовали?

В команде проекта заняты настоящие профессионалы, которые готовы выполнить любые задачи и достичь реальных результатов. Команда состоит из специалистов «Сбербанк Технологии» и подрядчиков, специализирующихся на своих автоматизированных системах. Взаимодействие было организовано по всей технологической цепочке приема и обработки платежа.

По результатам реализации внутреннего функционала велась интеграционная работа по реализации основных интерфейсных взаимодействий, и это было самое интересное в процессе разработки. Здорово, когда разрозненные элементы складывались в единый механизм, который дает четкий результат и соответствует ожиданиям заказчика.

Руководитель проектов управления развития процессинговых систем Сбербанка, ДЭП Светлана Сонина

Какие перспективы развития проекта вы видите?

Основной целью проекта является выполнение требований законодательства РФ (федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг»). Согласно данному закону, Сбербанк на уровне ЦА обязан не позднее следующего рабочего дня за днем проведения платежа передавать в ГИС ГМП факт платежа в бюджет.

Задача, мягко сказать, нетривиальная, учитывая объемы бюджетных платежей и децентрализованность систем территориальных банков Сбербанка. Но команда с этой непростой задачей справилась и, во многом, благодаря поддержке самих территориальных банков.

На сегодняшний день территориальные банки на ежедневной основе присылают в ЦА реестры с фактами оплат платежей в бюджет, которые передаются в ГИС ГМП. В перспективе мы планируем отойти от технологии работы с реестрами и перейти к передаче каждого факта оплаты бюджетного платежа в ГИС ГМП в режиме онлайн.

Помимо выполнения требований законодательства, в рамках проекта в удаленных каналах обслуживания планируется к внедрению функциональность по приему платежей в пользу основной пятерки администраторов бюджета (ГИБДД, ФНС, ФССП, Росреестр, ФМС). На данный момент мы уже запустили в «Сбербанк-Онлайн» и мобильном приложении «Сбербанк-Онлайн» оплату штрафов ГИБДД и налоговых начислений ФНС.

В ближайшей перспективе в удаленных каналах обслуживания начнем принимать платежи в пользу Росреестра, ФМС, ФССП. Основным потребителем новой функциональности, несомненно, являются клиенты Сбербанка, причем не только клиенты – держатели пластиковых карт Сбербанка, – но и клиенты «с улицы». Бесспорно, новые сервисы повышают лояльность клиентов к Сбербанку и позитивно влияют на развитие новых технологий в сфере банковских услуг.


5.0/3