В последнее время я написал ряд статей о том, как различные философские школы напрямую помогли мне добиться большего личного и финансового успеха.
Первая статья была посвящена стоицизму, который я резюмировал как «разделение между тем, как устроен мир, и моей эмоциональной реакцией на него. Другими словами, я стремлюсь отделить то, что я могу контролировать – мои внутренние эмоции и мысли – от то, что я не могу контролировать – остальной мир». Стоицизм помогает человеку обрести контроль над эмоциями – не потому, что он не чувствует эмоций, а потому, что он хорошо на них реагирует. Это может очень помочь человеку преодолеть искушения и хорошо отреагировать в сложных ситуациях.
Вторая статья была посвящена эпикуреанству, которое я резюмировал как «идея удовольствия как величайшего блага. Человек должен стремиться к жизни, полной удовольствий. Однако, Эпикур утверждал, что удовольствие находится в скромной жизни, сдерживании своих желаний, наслаждении простыми удовольствиями в данный момент без обжорства, размышлениях о мире и понимании его. Это ведет к спокойствию и свободе от страха (и, в некоторой степени, к уменьшению физической боли), и что эти факторы вместе являются огромным источником личного счастья. Эпикур считал это состояние высшей и лучшей формой счастья и удовольствия». Другими словами, эпикуреизм сосредотачивается на наслаждении простым удовольствием жизни без обжорства и на жизни просто рефлексивной жизнью.
Третья статья посвящена учению Аристотеля, которое я резюмировал следующим образом: «Люди могут достичь максимального счастья, живя добродетельно. Люди также могут достичь максимального счастья, реализовав свой человеческий потенциал. Ещё один путь к максимальному счастью – это взаимодействие с другими – семьёй, друзьями и согражданами – на взаимовыгодной основе. Удовольствие от ответственного удовлетворения физических потребностей – это руководство к хорошей жизни. Мы должны взять на себя ответственность за собственное счастье. Наша естественная способность мыслить даёт нам способность задумываться и работать над улучшением жизни». Другими словами, Аристотель считает, что счастье достигается добродетельной жизнью, доведением себя до пределов физической и умственной активности и участием с другими во взаимовыгодной деятельности, и когда эти вещи кажутся нам хорошими, мы живем хорошей жизнью.
Это подводит нас к сегодняшней теме, светскому буддизму. Буддизм часто рассматривается как религия и иногда практикуется как таковая, но основные учения буддизма не имеют ничего общего с какой-либо высшей силой. По словам Далай-Ламы: «Не пытайтесь использовать то, что вы узнали из буддизма, чтобы быть буддистом; используйте это, чтобы стать лучше того, кем вы уже являетесь». Это тот дух, в котором я погрузился в буддизм – я не обязательно хочу быть буддистом, но я действительно хочу узнать, чему буддизм может научить меня, чтобы стать лучше «того, кем я уже являюсь».
Как я уже упоминал в предыдущих статьях этой серии, я не являюсь экспертом по светскому буддизму или какой-либо из этих традиций. Скорее, я пришёл к ним непредвзято, стремясь понять их в меру своих возможностей и понять, как применить то, что я узнал, в своей жизни, чтобы жить лучше.
Давайте копаться.
Светский буддизм сосредоточен на преодолении нескольких ключевых проблем человеческой природы, в первую очередь, на преодолении негативного влияния, которое постоянное желание оказывает на нашу жизнь. Мы постоянно чего-то желаем. Нам нужны физические объекты. Мы хотим впечатлений. Мы хотим товарищества. Это может быть бесконечный список.
Основное учение буддизма сосредоточено на этой идее, описанной в Четырех благородных истинах.
Четыре благородные истины буддизма
Четыре благородные истины довольно просты и представляют собой довольно глубокое объяснение многих жизненных страданий.
- Первая Благородная Истина – это страдание (дуккха). Жизнь не идеальна и постоянно нас подводит. Мы чувствуем боль. Мы стареем. Мы болеем. У нас нет всего того, чего мы хотим от жизни. Это реальность жизни, но мы усугубляем это страдание, постоянно желая чего-то. Мы хотим избавиться от боли. Мы желаем молодости. Желаем здоровья. Мы желаем всего, чего хотим от жизни. Короче говоря, мы желаем того, чего часто не можем иметь, и эти безответные желания заставляют нас чувствовать себя плохо. Безответное желание усугубляет все жизненные невзгоды, и большинство из нас постоянно живёт на безответных желаниях.
- Вторая Благородная Истина – источник страдания (самудая). Жизнь приносит нам много болезненных вещей – болезни, потеря близких, неудачи и так далее. Однако, страдания, которые мы испытываем перед лицом таких вещей, сводятся к отрицательному желанию – мы хотим чего-то другого и не иметь от этого боли. Буддизм учит, что это безжалостное желание и приносимые им страдания имеют три источника: жадность, невежество и ненависть. Наше желание большего, наше непонимание и наши необоснованные негативные чувства к вещам движут многими нашими негативными желаниями и негативными импульсами, но всё это остается неутоленным, продолжая наши страдания.
- Третья Благородная Истина – прекращение страдания (ниродха). Если негативное желание является источником стольких человеческих страданий, как нам положить этому конец? Мы заканчиваем это тем, что тушим те три огня, которые являются источником страданий: жадность, невежество и ненависть. Жадность, невежество и ненависть – это источники большей части боли и негативных чувств в нашей жизни; устранение этих вещей из нашей жизни избавляет от большинства наших негативных чувств.
- Четвертая Благородная Истина – это путь к прекращению страдания (магга). Решение, предлагаемое буддизмом для прекращения причиненных самому себе страданий, освобождения от жадности, невежества и ненависти, – это то, что называется «восьмеричным путём». Это набор из восьми взаимозависимых принципов – не в определенном порядке, но одинаково важных и зависимых друг от друга, – которые, в случае их принятия, могут положить конец страданиям, причиненным самому себе. «Восьмеричный путь» также иногда называют «средним путем», потому что считается, что лучший способ жить в соответствии с этими принципами – это не суровое лишение себя или постоянное потворство своим слабостям, а где-то посередине.
Таким образом, буддизм учит, что наше постоянное стремление к чему-либо является источником многих человеческих страданий, и способ преодолеть это страдание – это скромно жить в соответствии с набором принципов, называемым «восьмеричным путем».
Итак, давайте посмотрим на этот путь.
Восьмеричный путь буддизма
Как отмечалось ранее, «восьмеричный путь» – это набор из восьми взаимосвязанных принципов, с помощью которых следует жить, чтобы строго обуздать негативные желания, которые буддизм рассматривает как источник жизненных страданий.
Давайте по очереди рассмотрим каждый из этих принципов, а также то, как я практически применяю эти принципы в своей жизни. Стоит отметить, что большинство из этих приложений – это то, что мне хорошо подходит, и, кажется, что они строго соответствуют элементам пути; Я не буддийский монах или учитель, а просто тот, кто читал о светском буддизме и стремится применить то, что я узнал, в своей жизни.
Правильное понимание
Правильное понимание означает очищение своего пути от невежества, заблуждения, непонимания и заблуждений.
Это включает в себя изучение мира вокруг вас, но также понимание себя и того, как вы работаете. Самым важным элементом здесь является то, что действия имеют последствия, выходящие далеко за рамки того, что мы можем изначально увидеть, и поэтому действия, которые мы предпринимаем в жизни, должны осуществляться с осторожностью и выполняться добродетельно. Короче говоря, мы должны стремиться лучше понимать мир, лучше понимать себя и ценить то, что наши действия имеют глубокие последствия для нас самих и для других, что побуждает нас быть более осторожными в своих действиях.
Лично этот принцип сводится к тому, что, когда я глубоко понимаю последствия того, что я делаю, я чувствую себя лучше в том, что я делаю, независимо от того, что это такое. Когда я делаю вещи, которые не обдумывал и не продумывал, я часто вызываю непредвиденные последствия и чувствую разочарование в себе и, что ещё хуже, испытываю искушение делать такие вещи, как обвинять других в моей ошибке.
Для реализации этого принципа я использую мощную технику – заранее визуализирую множество жизненных ситуаций и рассматриваю их возможные исходы в зависимости от того, как я с ними справляюсь, чтобы помочь мне сделать лучший выбор. Я обдумываю возникающие, как мне кажется, ситуации – как важные, так и повседневные – и рассматриваю результаты этих ситуаций в зависимости от того, как я действую, и пытаюсь выбрать тот вариант, который даёт наилучший результат для всех участников. Это приводит к лучшим долгосрочным результатам и более прочным долгосрочным отношениям для меня и для окружающих меня людей, а также к лучшим последствиям для мира в целом.
Правильная решимость
Правильная решимость означает, что вы избегаете действий и, если возможно, избегаете мыслей, исходящих из недоброжелательности. Вы стремитесь не навредить другим своими действиями и при этом стараетесь избегать плохих мыслей по отношению к другим. Вы должны направить свои действия и, если возможно, свои мысли на что-то позитивное.
Один из эффективных способов сделать это – начать работать над чем-то с сильным позитивным намерением и попытаться погрузиться в «состояние потока». Под этим я имею в виду, что я работаю над задачей, которая действительно задействует мои умственные или физические способности (или и то, и другое), настолько, что я теряю счет времени. Я «теряюсь» в задаче, и когда, наконец, «вырываюсь из неё», меня часто ошеломляет, сколько времени прошло и сколького я достиг. Для меня это состояние невероятно хорошее.
Я стараюсь достигать этого состояния как можно чаще – когда я работаю над задачей, когда я с кем-то разговариваю, когда я читаю книгу, что угодно. Я пытаюсь приступить к задаче с самым позитивным намерением, а затем стараюсь быть настолько увлеченным ею, что теряю счет времени.
Поскольку «состояние потока» кажется таким хорошим, я постоянно стремлюсь к нему. Я стараюсь убрать отвлекающие факторы, позитивно думать о поставленной задаче и сосредоточиться на ней, чтобы я мог скатиться в такое состояние. Находиться в состоянии потока не только невероятно приятно, но и почти всегда означает отличные результаты того, что я делаю.
Правильная речь
Правильная речь просто означает воздержание ото лжи, от высказываний, вызывающих разногласия, от оскорбительных высказываний и от пустой болтовни.
В более позитивном смысле правильная речь означает, что ваши слова всегда должны быть правдивыми и полезными. Это не означает, что вы никогда не критикуете, но делаете это тогда, когда наступает подходящее время с правдой в ваших словах и намерением поднять других, а не разрушать их.
Это может быть сложно, но я считаю, что правильная речь – это то, что само по себе достаточно эффективно. Последовательное подталкивание себя к тому, чтобы избегать лжи, избегать высказываний, вызывающих разногласия, избегать разговоров с намерением причинить вред, и избегать пустой болтовни, постепенно заставляет других ценить ваши слова гораздо больше, чем раньше, а это означает, что вы можете принести гораздо больше пользы миру.
Другими словами, сократите количество вредных и неважных вещей, которые вы говорите, и люди начнут рассматривать то, что вы говорите, как положительное и важное, что может иметь только положительные результаты для вашей жизни.
Правильное действие
Правильное действие означает воздержание от покушения на жизнь, воздержание от воровства (что означает взятие того, что вам не предлагается добровольно) и воздержание от сексуальных проступков.
Это довольно простые моральные правила, общие для большинства интеллектуальных и религиозных традиций, поэтому я не думаю, что они нуждаются в дополнительных комментариях.
Правильные средства к существованию
Правильные средства к существованию означают этичный карьерный путь и использование доходов от этого карьерного пути для относительно простой жизни без чрезмерного богатства.
Другими словами, вы должны стремиться к карьере, которая не причиняет вреда другим и, в идеале, оказывает положительное влияние на жизнь других. Кроме того, вы не должны использовать свои заработки для чрезмерно материалистического образа жизни; скорее, вы должны стремиться к минимализму в своей жизни.
Как это можно применить в повседневной жизни? Во-первых, постарайтесь сделать такой выбор карьеры и инвестирования, который вам нравится с этической точки зрения. Если на работе вы делаете то, что считаете морально неправильным, попробуйте найти другую работу или карьерный путь. Не позволяйте мучительному чувству аморального поведения на работе подрывать ваше счастье в жизни; это часто может привести к попыткам решить проблему такими вещами, как «потребительство», которое истощает ваши финансы и оставляет вас в плохом положении.
Во-вторых, сознательно выбирайте жизнь с меньшим количеством имущества. Уменьшение размера собственности часто приводит к определенному уровню дохода (за счет продажи ценных вещей), который можно использовать для погашения долга; продолжать владеть меньшим количеством вещей в будущем – это не только хороший способ обуздать желание, но и приводит к меньшим расходам, что также может быть полезно.
Правильное усилие
Правильное усилие означает приложить усилия, чтобы убедиться, что ваш ум остаётся в позитивном и честном состоянии.
Другими словами, когда вам в голову приходят негативные и нечестные мысли, вы их устраняете и стараетесь их вообще не порождать. Такие вещи, как недоброжелательность по отношению к другим, мысли о причинении вреда другим и мысли о ленивом поведении – всё это мысли, которых следует избегать и устранять.
Это область буддизма, в которой я нахожу много общего со стоицизмом и навыками, которым он учит. Я думаю, что главное – стараться не действовать в соответствии с мыслями, как только они приходят вам в голову. Лучше сначала решить, являются ли эти мысли положительными или отрицательными, и отбросить отрицательные. Для этого требуются усилия и практика, но чем больше вы это делаете, тем легче становится и тем меньше возникает негативных мыслей.
Я думаю об этом как о саде. Идеальный сад – это тот, в котором нет сорняков, чтобы желанные растения росли в полную силу. Маленькие сорняки появляются всё время – позволяя негативным мыслям процветать в вашей голове и действовать в соответствии с ними, это означает, что маленькие сорняки растут и заглушают цветы и овощи. Остановиться перед тем, как действовать, поразмыслить и отбросить плохие мысли – все равно что прополоть сад. Скоро в саду будет много овощей и цветов, а сорнякам совсем не будет места для роста.
Что ты можешь сделать? Когда вы замечаете, что у вас есть негативные мысли – вы думаете о чем-то или о ком-то плохо, или вы заняты праздным желанием – остановитесь и сознательно выбросьте эту мысль из головы. Опять же, это практика, разделяемая стоицизмом, и эта практика оказалась для меня чрезвычайно полезной. Я часто ей пользуюсь, когда мне хочется что-то купить или у меня в голове плохая мысль. Я отбрасываю эту мысль, а затем намеренно думаю о более позитивных вещах.
Правильная внимательность
Правильная внимательность означает просто всегда помнить о том, что вы делаете, и никогда не делать ничего рассеянно или невнимательно.
Часто в те моменты, когда мы предпринимаем действия, не задумываясь, мы попадаем в финансовые затруднения – мы покупаем что-то, не задумываясь об этом в магазине, или нас уговаривает продавец, или мы совершаем запойные покупки в качестве «потребительской терапии».
В строго финансовом смысле один из способов реализации этого принципа в моей жизни – это использование правила десяти секунд. Каждый раз, когда я собираюсь купить что-то, что не указано в списке покупок (в котором только заранее обдуманные покупки), я останавливаюсь на десять секунд и думаю, действительно ли мне нужно это покупать прямо сейчас. Нужно ли покупать сегодня? Могу ли я получить его дешевле в другом месте или взять бесплатно? Действительно ли я получу от этого пользу?
Обычно эти вопросы убеждают меня отложить предмет, но если я всё ещё чувствую потребность, я записываю предмет в карманный блокнот. Это позволяет мне принять к сведению это позже, но также даёт мне ощущение того, что я «принял меры», что значительно упрощает переход от пункта к пункту. Довольно часто, если я оглядываюсь на эту потенциальную покупку через месяц или около того, я не испытываю к ней интереса, а это значит, что я очень мудро пропустил эту покупку.
Правильная концентрация
Правильная концентрация просто означает, что ваши мысли сосредоточены на чём-то одном, а не рассеиваются и блуждают.
Если вы обратите внимание на свой поток мыслей, вы заметите, как он всё время блуждает по самым разным мыслям: о будущем, о каких-то незначительных вещах, о которых вы беспокоитесь, о какой-то интересной идее, телешоу, которое вы смотрели вчера вечером, чем занимается коллега в соседнем офисе и так далее. Это блуждание мыслей всегда отвлекает наше внимание и усложняет удержание на обсуждаемой теме.
Я считаю очень ценной и традиционную буддийскую практику улучшения правильной концентрации: медитацию, особенно медитацию осознанности. Это простая практика, когда вы сидите в удобном месте и какое-то время сосредотачиваетесь только на своем дыхании, а если вы замечаете, что ваши мысли блуждают, вы мягко возвращаете их к своему дыханию.
По сути, это «тренировка» вашей умственной мускулатуры, которая удерживает ваши мысли от блуждания и подавляет блуждающий монолог в вашей голове, по крайней мере, немного. Я считаю, что это очень помогает с концентрацией, но только после того, как вы некоторое время будете делать это в качестве повседневной практики.
Кроме того, способность лучше концентрироваться значительно упрощает выполнение задач, когда я что-то делаю, будь то покупки в магазине, поиск в списке покупок или работа над статьей. Если мои «мускулы» для концентрации сильны, мне будет намного легче работать, и это не даст мне тратить деньги зря и делает меня более эффективным во всём, что я делаю.
Последние мысли – буддийский путь к богатству
Принципы Восьмеричного Пути очень помогли мне с точки зрения очищения моего разума и заставили меня почувствовать, что мои мысли и действия намного больше соответствуют друг другу. Мне кажется, что практики буддизм отлично справляются с тем, чтобы избавить от ощущения несоответствия ваших повседневных действий и ваших мыслей, ваших целей и ваших грёз о жизни. Всё становится более согласованным, если вы практикуете эти принципы.
Какое это имеет значение в практическом смысле? Скажем, например, что вы действительно хотите улучшить свое финансовое состояние, но при этом часто тратите деньги на мимолетные вещи, которые не приносят вам долговременной радости. У вас есть много счетов, которые оплачиваются ради развлечения – кабельное ТВ, Интернет, мобильный телефон, онлайн-кинотеатр и т.д. – и вы не можете представить жизнь без них, но вы не уверены приносят ли они вам достаточно радости и ценности. Вы хотите зарабатывать больше на работе, но довольно часто обнаруживаете, что бездельничаете на работе и не очень стараетесь выполнять свои задачи.
Здесь могут помочь практики буддизма. Они действительно эффективны с точки зрения устранения глупых сиюминутных желаний и помогают вам справиться с задачей и не отвлекаться от неё, особенно когда эти задачи совпадают с тем, что вы цените в общей картине жизни.
Более того, идея о том, что неутоленное желание является источником страдания, была глубокой идеей в моей жизни в течение последних нескольких лет, которую я неоднократно перебирал и с которой действительно боролся разными способами. Вопросы, которые она породила в моей жизни, и вещи, о которых я в результате подумал, оказали глубоко положительное влияние на меня, мои отношения, мои финансы и мою жизнь в целом.
Чтобы внести ясность, я не защищаю буддизм в религиозном смысле, как я ясно дал понять в самом начале этой статьи. Скорее, я считаю, что большинство основных принципов буддизма прекрасно сочетаются со всеми видами духовных путей. Являетесь ли вы христианином, евреем, мусульманином, агностиком, атеистом, каким бы духовным путём вы ни шли, в светском буддизме есть элементы, которые могут помочь вам лучше практиковать этот путь и просто стать успешным человеком.